Наиболее благородным представителем чистокровной лошади является арабская лошадь чистой расы,
занимающая среднее место между первичными и культурным породами и признанная одинаково естествоиспытателями и иппологами за благороднейшее создание между всеми животными.
Спрашивается только,
что собственно следует понимать под названием арабской лошади? Следует ли считать за арабскую лошадь только лошадей Неджида,
лежащего в средней Аравии,
в недоступном царстве Вагабитов,
или же нужно считать за арабских всех лошадей,
встречающихся в северной Африке? По нашему мнению,
ни первый взгляд по своей узости,
ни второй по своей обширности не могут быте приняты. Во всяком случае начнем свое описание с арабской лошади и затем перейдем к другим представителям восточных рас.
Что касается древности арабской расы,
то она вовсе не так значительна,
как это полагают наши все уменьшающиеся,
арабоманы. Геродот,
например,
упоминает,
что арабы,
следовавшие в войске Ксеркса,
были не на лошадях,
а на верблюдах. В клинообразной надписи 733 года до Р. X.,
сообщается,
что при завоевании Аравии царю Таглатфалассару доспалась добыча из 30 тысяч верблюдов и 20 тысяч рогатого скота,
о лошадях же он,
несмотря на подробное описание,
ничего не упоминает. Даже Сарданапал V,
который хвастался,
что собрал все сокровища Аравии,
умалчивает о лошадях. Страбон,
провожавший римского полководца Галлуса в Аравию,
говорит: “Аравия владеет большим количеством рогатого скота,
но не имеет ни лошадей,
ни мулов,
ни свиней,
а также не имеет гусей и кур”. Диодор и Плиний описывают животных,
встречающихся в Аравии,
но о лошадях опять таки не говорят ни слова. Ко всем этим цитатам можно прибавите и мнение Публия Вегеция,
относящееся к более позднейшему времени; этот знаток лошадей описывает различные породы в глубокой древности,
главным образом такие,
которые приобрели известность своими достоинствами,
об арабской же лошади он умалчивает вовсе. О лошадях северной Африки он пишет,
что это прекрасные животные для цирковых зрелищ,
но прибавляет,
как было сказано выше,
что они испанского происхождения.
Напрасно также мы будем искать в греческих и римских сочинениях что-нибудь об арабских лошадях.
Только Аммиан Марцеллин,
живший во второй половине четвертого столетия,
описывая нравы и обычаи Сарацин,
говорит вскользь о быстроте их лошадей.
Из всего этого следует,
что Аравийский полуостров даже в первых столетиях по Р. X. не имел еще лошадей,
а в VII столетии,
во время Магомета,
лошадь уже повсеместно распространена в Аравии [См. Dr. Baransky “Zähmung und Abstsmmung des Pfeders”].