Нижеописанная внешность андалузской лошади объясняет,
почему формы ее не соответствуете вкусу серьезных иппологов. Немного большая голова с сильно горбатым носом,
живой глаз и довольно низко приставленные уши. Высокая шея изогнута по лебединому и украшена длинной гривой.
Корпус имеет красивые формы,
холка могла бы быть выше,
а дынеобразный круп сильно спущен,
хвост приставлен низко и часто плохо носится. Лошадей этой породы мы лично никогда не видали и описания их форм и особенностей делаем на основании новейших литературных данных.
„Устройство и постановка конечностей оставляют желать лучшего,
говорит D-r Freitag,
бабки слишком длинны,
предплечья узки и слабы,
скакательные суставы тоже недостаточно развиты. Движение передних конечностей необыкновенно высоки и так называемый испанский шаг изучивается ими очень легко".
Баско-наварская лошадь очень мелка и может быть причислена к породам пони.
Только в Каталонии встречаются более крупные экземпляры этой разновидности,
выращиваемые преимущественно в провинции Навара. Главные черты ее: выносливость,
живость,
крепость и довольно изящные формы,
почему ею пользуются для верховой езды,
но для сельскохозяйственной службы она не годна.
Родоначальниками испанской расы были восточные,
вероятно берберийские жеребцы,
приведенные маврами. Кроме восточных,
надо думать и неаполитанские производители служили для скрещивания с местною лошадью.
Неаполитанские жеребцы были приобретены по повелению короля Карла III (1759—1788) преимущественно с тою целью,
чтобы присвоить испанским лошадям горбоносость.
В Испаши государство содержит четыре конских завода,
а именно,
в Кадиксе,
Кордове,
Граене и Вальядолид. Жеребцы самых разнообразных пород,
испанские,
арабские и английские чистокровные,
англо-норманны,
хакней,
першероны и ублюдки этих рас. Кроме того,
правительство организовало в провинции Кордова военный конский завод,
в котором имеются 80 кобыл испанской,
англо-арабской,
англо-норманнской и першеронской породы и 4 производителя,
два испанских,
1 норфолькский (см. доктора Павла Гольдбека „Zucht und Remontierung der Militarpferde aller Staaten").
Близко родственны с испанской лошадью липпизанцы и кладруберы.
Липпизанская лошадь разводится в императорском австрийском заводе Липпице.
Этот завод,
основанный эрцгерцогом Карлом,
третьим сыном Фердинанда I,
расположен в оазисе,
окруженном дубами,
посреди каменистой пустыни,
в полутора часах от Триеста. Пастбища и лужайки самого лучшего качества,
так что несмотря на часто повторяющийся недостаток в воде и частая бури,
местоположение завода нельзя назвать неудачным.
Испанские лошади,
выведенные основателем завода,
произошли без сомнение от скрещивания местной тяжелой пиренейской породы с арабскими и берберийскими лошадьми.