Энциклопедии, словари, справочники
 Энциклопедии, словари, справочники (поиск)   /   С.П. Урусов - Книга о лошади  Читатели спрашивают 
 
пред.стр.оглавлениеоригиналслед.стр.
- 460 -

Врангель, — который соединял в себе и ветеринара и знатока лошади. Это был мистер Фильд младший, живший в Лондоне, на Oxford Street, и тот несколько лет тому назад сломал себе шею на охоте с гончими". Мы можем только добавить от себя, что нам лично, не зная г. Фильда, ни разу не пришлось встретить подобного ветеринара. В иппологах - теоретиках никогда не ощущалось недостатка. О практиках же можно сказать, что лишь в редких случаях они обладают практическими сведениями и общим образованием, необходимым не только для написания дельного сочинения, но, что еще важнее, для выработки ясного взгляда на предмет. Идеалом составителя руководства по иппологии является для нас тот, кто, в качестве врача, писателя и практического знатока лошадей, мог бы помериться с лучшими силами своего времени. Граф Георг Лендорф подходить очень близко к этому идеалу. Но, к сожалению, этот богато одаренный прусский обер-шталмейстер не написал до сих пор ничего о внешности лошади.

Итак, мы хорошо сознаем всю трудность предстоящей нам задачи и если все же беремся ее разрешить, то только потому, что долголетняя деятельность наша на этом поприще дает нам возможность судить о том, что прежде всего необходимо знать начинающему коннозаводчику, а это уже есть нечто!

Осматривая лошадь, мы будем придерживаться строго научной системы и разбирая ее строение в связи с движениями, оставим совершенно в стороне произвольное толкование понят „красота", построенного на эстетическом представлении.

Назначение лошади — служить человеку, а потому смотреть на нее, как на картину, неправильно, и если она на деле может доказать свою рабочую пригодность, то не должно оставаться места критике. Вследствие этого, оценка призовых лошадей, скаковых или рысистых, на основании одного лишь внешнего вида, без точного определения их ипподромных способностей, совершенно невозможна.

Мы слишком четверть века изучали призовых лошадей на скаковых ипподромах и между лучшими победителями не видали нецелесообразно сложенных, хотя многие из них и почитались „дурно" сложенными. Величайшая ошибка всех иппологов-теоретиков, по нашему мнению, состоит в том, что они выработали идею нормальной лошади, формы которой изображаются ими с подробностями, доходящими до смешного. Не нужно, однако, быть особенно опытным коннозаводчиком, чтобы понимать, что эта нормальная лошадь предназначается для различных целей, а следовательно и внешние формы ее должны отвечать разнообразным требованиям. Не удивительно поэтому, что начинающий не удовлетворяется описаниями, в которых все лошадиные типы подгоняются под одну общую форму.

  Образцовая лошадь Буржело была, например, настоящим чудовищем.

- 460 -
пред.стр.оглавлениеоригиналслед.стр.