Чтобы покончить с этой подстилкой,
скажем,
что Виленское Скаковое Общество выдало от себя золотую медаль товариществу,
вырабатывающему моховый торф. В 1888 г. была всего одна фабрика сфагнума,
а теперь их десятки и лица,
интересующиеся этим производством,
могут найти сфагнум в каждом большом городе.
Чистый,
мягкий и мелкий песок,
не содержащий в себе камней,
может быть тоже в случае необходимости употребляем в качестве подстилки,
причем поверх его следует положить немного соломы. Зимой такая подстилка не годится,
так как она очень холодит.
В тех редких случаях,
когда нельзя добыть соломы,
торфа,
стружек,
опилок и даже песку,
поневоле приходится пользоваться листвой или мхом,
так как лучше иметь плохую подстилку,
чем никакой. Хотя обыкновенный мох имеет репутацию весьма плохой подстилки,
однако репутация эта не вполне заслужена,
так как хорошо высушенный белый мох вполне обладает всеми качествами хорошей подстилки; по крайней мере в Швеции с этим материалом хорошо знакомы и далеко не считают его негодной подстилкой.
В публике укоренилось мнение,
что мягкая дневная подстилка вредна для лошади,
так как сушит копыта. Такое мнение не заслуживает внимания,
тем более,
что если бы и было так,
то существует,
как мы увидим ниже,
много средств для введения в копытный рог необходимой ему влаги; к тому же такой ничтожный недостаток,
при громадных выгодах дневной подстилки,
не может быть принимаем в расчет.
Переходя к дальнейшему описанию устройства конюшни,
мы должны остановиться на стойле,
которым одна лошадь отделяется от другой. Существует и,
к сожалению,
довольно распространенное между кавалеристами убеждение,
что отделять одну лошадь от другой совершенно лишнее,
тем более,
что в условиях бивуачной жизни отделять их на коновязях не приходится и потому в обыкновенное время важно приучать их к этому.
В австрийской кавалерии часто придерживаются этого убеждения,
но нам кажется нельзя спорить о целесообразности стойле.
На рисунках 405 и 406 показаны два способа устройства стойле,
но,
конечно,
здесь возможно неисчислимое количество вариаций.