Энциклопедии, словари, справочники
 Энциклопедии, словари, справочники (поиск)   /   Прудовое рыбоводство  Читатели спрашивают 
 
А Б В Г
Д Е Ж З
И К Л М
Н О П Р
С Т У Ф
Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я
Перевозка живой рыбы —может осуществляться различными видами транспорта: в живорыбной автомашине до 500 кг, брезентовых чанах в автокузове 1,5 и 3-тонных машин до 300—400 кг, в бочках 200-литровых на автомашине до 200—300 кг, в бочках ,на конных телегах до 50 кг и на расстояние 3000 км и более в живорыбных и обычных вагонах, оборудованных чанами. Плотность посадки ориентировочно определяют по следующей таблице в зависимости от продолжительности перевозки.

Количество воды на 1 кг веса рыбы (ы л)

карп и сазан

линь и орфа

карась всех возростов

стерлядь всех возростов

форель всех возростов

Длительность пере-возки в часах

годовики

двухлетки и старше

годовики

старше двух лет

До 2

5

3

7

3

2

б

8

3-4

6

4

9

4

3

7

9

5-6

7

5

10

5

4

8

10

7—8

8

6

12

6

5

10

12

9—10

10

7

15

7

6

12

15

11—15

13

10

16

10

8

15

18

16-20

15

12

20

12

10

20

20

20-24

20

15

25

15

12

23

25

Свыше 24

25

20

30

20

15

25

30

Плотность посадки мальков карпа, сазана, карася при перевозке в бочках в течение 4—6 час. при температуре воды 6—8° составляет 8—10 тыс. шт. в 200-литровую бочку.

Для перевозки рыбы можно применять обычный молочный бидон из оцинкованного железа или алюминиевый, емкостью 40 л (для перевозки личинок, мальков, сеголетков, годовиков карпа и других рыб).

Норма посадки рыбы зависит от ее возраста и продолжительности перевозки.

Продолжительность перевозки в часах

Норма посадки молоди в шт. в возрасте

12-18 дней

18-25 дней

1

3200

2400

1—2

2400

2000

2-3

2000

1600

При более длительных перевозках норму посадки уменьшают.

Температуру воды при перевозке теплолюбивых рыб (карп, сазан, карась и пр.) в весенне-осенний период желательно поддерживать в пределах 6—8°, летом— не выше 10—12°; для холодолюбивых (форель и др.)—весной 6—8° и осенью 3—5°.

При транспортировке живой рыбы необходимо соблюдать следующие основные условия:

- рыбу до посадки в тару выдерживают в течение '2 часов на проточной воде;

- рыбу, имеющую травматические повреждения, слабую, подозрительную на заболевания, выбраковывают;

- тара (посуда), в которой перевозят рыбу, должна быть чистой, гладкой внутри, не иметь острых выступов, гвоздей, могущих поранить рыб;

- бочки и другую тару на 4/5 объема наполняют совершенно чистой (без мути) водой из водоема, откуда берут рыбу, или из источника с вполне доброкачественной водой и температурой, равной температуре воды водоема, где находится рыба;

- если рыбой загружают несколько бочек, то грузить ее надо равными порциями, чтобы наполнение всех бочек было закончено одновременно; погрузку рыбы в вагон необходимо заканчивать за час до отхода поезда;

- рыбу лучше транспортировать ночью или рано утром;

- в пути следят за температурой воды; для охлаждения нагревшейся в пути воды берут запас льда из расчета не менее 5 кг на 100 л воды, который помещают в марлевые или делевые мешки и подвешивают над водой;

- не следует доливать воду в тару в пути; при необходимости (при сильном загрязнении или утечке) следует пользоваться чистой водой из рек, прудов, но не из колодцев;

- при перевозке рыбы на автомашинах и на лошадях избегать в пути остановок; при вынужденных длительных остановках (20 минут и более) воду в таре надо аэрировать.

Широко применяется также перевозка живой рыбы на самолетах без воды во влажном состоянии на расстояние до 500 км. Безводная перевозка живой рыбы широко применяется с 1933 г., после опытных перевозок рыбопосадочного материала, проведенных под руководством А. И. Исаева. Годовиков не более чем в два ряда помещают в дюралюминиевые или фанерные ящики (рис. 62, а),

дно которых сделано из деревянных планок или из фанеры с отверстиями для стока воды и устлано мокрым брезентом или мешковиной, и обильно поливают водой.

Ящики устанавливают стопкой. В углах ящика сделаны угольники,а в середине — две поперечные планки на которые опирается верхний ящик; этим предупреждается травматизация перевозимой рыбы. На стопку устанавливают плоский бачок с водой и кусочками льда. Периодически нажимая рычаг, орошают водой всю стопку ящиков.

Производителей карпа, сазана, линя, карася и других рыб Перевозят в брезентовых люльках (рис. 62, б). Люлька представляет собой рамку с натянутым на нее тонким брезентом, клеенкой, бязью или другим плотным материалом. Размеры люльки должны соответствовать размерам перевозимой рыбы.

Перевозить можно только хорошо упитанную, здоровую рыбу с промытыми жабрами, выдержанную в проточной воде. В ящик размером 60X40 см, с высотой стенок 10 см помещают 300—400 годовиков весом по 25— 30 г. Заранее просчитанную рыбу содержат в садке, чтобы можно было быстро загрузить ее в самолет или автомашину.

Перевозят рыбу при температуре воздуха не ниже Г и не выше 18°, утром (с 3 до 8 час.) и вечером (с 18 час.). Дневные перевозки допустимы только в пасмурную прохладную погоду. Погрузка и разгрузка не должны продолжаться более 10—15 мин. За один рейс на самолете УП-2 перевозят 10—12 т годовиков карпа. Перед выпуском в пруд рыбу обязательно поливают водой из леек, чтобы восстановить у нее интенсивное дыхание и устранить прилипание жаберных крышек, а затем для контроля выпускают на 2—3 часа в отгороженную часть водоема.

Перевозить рыбу лучше всего весной или осенью. В зависимости от температурных условий продолжительность перевозки не должна превышать пределов, указанных в таблице.

Сезон

Продолжительность перевозки в часах при температуре в °

1-5

5—10

10—15

Весна

3,0

2,5 3,0

1,5

Осень ....

4,0

2,0

Для безводных перевозок .на автомашинах применяют фанерные чемоданы (рис. 62,г) конструкции Т. Т. Соловьева, размером 60x20 см, высотой 40 см, с 'вставляющимися полочками, на которые помещают рыбу. Рыбу и полочки обильно поливают водой и закрывают чемоданы мокрым брезентом или мешковиной.


^ЗГЛ: ПЕРЕВОЗКА ЖИВОЙ РЫБЫ