Энциклопедии, словари, справочники
 Энциклопедии, словари, справочники (поиск)   /   Рыбы России  Читатели спрашивают 
 

 

Атлантическая треска (Gadus morhua)

см. также СЕМЕЙСТВО ТРЕСКОВЫЕ (GADIDAE)

Атлантическая треска — крупная рыба, достигающая в длину 1,7 м и массы около 40 кг. У нее большая голова с большим ртом, нависающей верхней челюстью и длинным усиком на подбородке. Спинные и анальные плавники разделены промежутками, хвостовой плавник без выемки. Окраска тела сильно варьирует. Спина зеленовато-серая или желтовато-коричневая, иногда бурая, с многочисленными мелкими желто-коричневыми пятнами. Бока несколько светлее, а брюхо белое или желтоватое. Светлая боковая линия хорошо заметна на протяжении всего тела, над грудным плавником она образует небольшой изгиб.

Атлантическая треска

Атлантическая треска широко распространена в водах северной Атлантики от мыса Код и Бискайского залива до Гренландии, Шпицбергена и Новой Земли. У нас она обитает в Баренцевом, Белом и юго-западной части Карского морей. В пределах области своего распространения атлантическая треска образует несколько стад, жизненный цикл которых связан с определенными морскими течениями. Наиболее широко распространено и многочисленно норвежско-баренцевоморское стадо. Основные нерестилища норвежско-баренцевоморской трески находятся у Лофотенских островов на северо-западе Норвегии. Нерестится здесь она в марте—апреле на глубине до 100 метров на стыке теплых глубинных атлантических вод и более холодных и опресненных вод местных заливов (фьордов). Плодовитость у трески очень велика: самка выметывает от 2,5 до 10 миллионов мелких (диаметр — 1,2—1,5 миллиметра) плавучих икринок. Каждая самка выметывает 2—3 и даже 4 порции икры, что заставляет ее задерживаться на нерестилищах несколько недель. Столько же времени, а иногда и больше, проводят здесь и самцы, оплодотворяющие икру от разных самок.

Отнерестившиеся особи возвращаются к местам нагула для восполнения потерянных сил. Через год, откормившись, они появятся здесь снова, а оплодотворенные икринки подхватываются течением и уносятся на северо-восток. Примерно через месяц из икры вылупляются личинки, продолжающие пассивное движение в прежнем направлении. Большая часть "молоди приносится течением в Баренцево море. Все это время молодь держится в толще воды и питается преимущественно мелкими рачками — калянусами. В сентябре рыбки достигают восточных районов Баренцева моря и переходят к донному образу жизни. В первые два года жизни молодь трески малоактивна и держится стайками в прибрежной зоне, интенсивно питаясь мелкими донными ракообразными.

Растет треска быстро: трехлетние рыбы достигают в длину 38,5 см и начинают совершать заметные перемещения: летом по течению на север и восток, а зимой — против течения на юг и запад. С возрастом область миграций трески расширяется, она переходит на питание рыбой. В Баренцевом море основу ее питания составляют сельдь (преимущественно молодь), мойва, а в некоторых районах и сайка. Летом треска часто откармливается и рачками — черноглазкой, образующей большие скопления в центральной части моря. Не пренебрегает она и донной фауной, главным образом двустворчатыми моллюсками, а также собственной молодью и более мелкими собратьями. В восьмилетнем возрасте рыба достигает в длину около 85 см и с 8—10 лет начинает готовиться к нересту. Сначала треска устремляется в дальние восточные или северные части моря, особенно богатые пищей. На протяжении этой кормовой миграции вес печени — основного депо жира у тресковых рыб — становится все больше и больше, при этом содержание в ней жира может достигать 50 %. Создав необходимые резервы, треска заканчивает откорм, собирается в большие стаи и начинает миграцию к Лофотенским островам. Свое путешествие протяженностью свыше 1500 километров треска совершает за 5—6 месяцев, двигаясь со средней скоростью 7—8 километров в сутки. Основным ориентиром служит ей Нордкапское течение, водами которого приносится в Баренцево море молодь. Во время долгого пути треска периодически отдыхает, иногда питается, но рассчитывает прежде всего на свои большие жировые запасы. Живет треска 20—25 лет и размножается несколько раз в жизни.

Подход стай к Лофотенским островам — большое событие в жизни Северной Норвегии. В прежние годы в местном промысле принимало участие все население, устремляясь по общему сигналу на маленьких моторных ботах с несложным вооружением в виде ручных удочек, ярусов и сетей к стаям трески. В наши дни основным орудием лова служит оттер-трал. Кроме него, значительные уловы дает применение ставных сетей и ярусов, наживляемых мелкой рыбой или беспозвоночными.

Некоторые стада атлантической трески, в том числе наша беломорская, приспособились к жизни в опресненных морях, не совершают дальних миграций, раньше созревают и не достигают крупных размеров. В озере Могильном на острове Кильдин в Баренцевом море живет треска, проникшая в озеро в то время, когда оно еще было соединено с морем. Сейчас верхний пятиметровый слой воды в этом озере — пресный, а придонные слои отравлены сероводородом, поэтому треска может жить только в средних слоях соленой морской воды. Эта уникальная форма, живущая “между молотом и наковальней” нуждается в специальной охране и внесена в Красную книгу РФ.

Наряду с атлантической треской в Белом море встречается близкий вид — огак (Gadus ogac), отличающийся отсутствием пятен на теле и более широкой головой. Этот вид обычен у арктических берегов Америки и Гренландии, предпочитает прибрежные участки моря на глубинах до 200 метров, устойчив к низкой солености, но никогда не отмечался в пресных водах. В озере Огак на Баффиновой Земле обитает форма этого вида, аналогичная нашей кильдинской треске.

В Беринговом, Охотском и Японском морях живет тихоокеанская треска (G. macrocephalus), распространенная по азиатскому побережью до Желтого моря, а по американскому — до Орегона. Эта более мелкая треска (достигает в длину 1,2 м) не совершает далеких миграций, напоминая по образу жизни фьордовые стада атлантической трески. Икра у этого вида развивается в придонных слоях воды.

По всей акватории Северного Ледовитого океана, во всех его морях, как у берегов, так и под плавучими льдами, обитает холодолюбивая сайка, или арктическая тресочка (Boreogadus saidd).

Эта некрупная (до 32 см длиной) рыба держится в опресненных подтаивающими льдами поверхностных морских водах, питается мелкими животными и растительными организмами верхних слоев воды, осенью большими стаями подходит к берегам и мечет плавучую икру. Внешне очень похожа на сайку более крупная (до 56 см) придонная арктическая треска (Arctogadus borisovi), питающаяся мелкой рыбой и беспозвоночными. У Новосибирских островов встречается, очевидно широко распространенная в Арктике, обитающая подо льдами, черная, или ледяная, треска (A. glacialis).

К живущим у дна и откладывающим придонную икру видам относятся обитающая в бассейне Северного Ледовитого океана (от Белого моря до устья Оби) навага (Eleginus navaga), и живущая в северо-западной части Тихого океана дальневосточная навага, или вахня (Eleginus gracilis). Эти виды питаются донными беспозвоночными и молодью других рыб, не совершают далеких миграций, достигают в длину 47—53 см и нередко заходят в пресные воды.

К более теплолюбивым видам относится обитающая в толще воды на глубинах от 30—400 до 800 метров северная путассу (Micromesistius poutassou). Она встречается у нас в Баренцевом море, питается мальками рыб и мелкими рачками толщи воды. Близок к ней по образу жизни всем хорошо известный минтай (Theragra chalcogramma), широко распространенный у нас вдоль тихоокеанского побережья. В толще воды на глубине от 100 до 300 метров держится ветречающаяся у берегов России в юго-западной части Баренцева моря тресочка Эсмарка (Trisopterus esmarki). Этот мелкий холодноводный вид (длина до 23—25 см) питается мелкими рачками толщи воды и служит пищей многим хищным рыбам. Используется он главным образом для переработки на рыбную кормовую муку.

В толще воды и у дна держится крупная (до 1,2 м длиной) хищная тресковая рыба сайда (Pollachius virens), попадающаяся у нас у берегов Кольского полуострова и юго-западного побережья Новой Земли. Сайда совершает дальние сезонные миграции, уходя весной на север, а осенью на юг. Эта рыба пользуется спросом на рынках Европы, поскольку из нее изготовляют консервы под названием “морской лосось”. Для этого тонкие ломтики соленой сайды пропитывают рафинированным рыбьим жиром и окрашивают в розовато-оранжевый цвет. Консервы напоминают по вкусу мясо лосося. В водах Кольского полуострова встречается и менее многочисленный и распространенный, чем сайда, близкий вид — серебристая сайда, или люр (P. pollachius).

Преимущественно донный образ жизни ведет пикша (Melanogrammus aeglejinus), обитающая у нас в Баренцевом море и иногда встречающаяся в Белом. Обычно пикша держится в пределах материковой отмели на глубинах 60—200 метров, питается донными беспозвоночными (офиурами, мелкими моллюсками, ракообразными, червями), в огромных количествах пожирает икру сельди и мойвы. На боках тела под первым спинным плавником у пикши располагается по большому черноватому пятну. В некоторых странах эти пятна называют “отпечатками пальцев апостола Петра”. Существует миф о том, что этот святой оставил на пикше свои отпечатки, когда вытаскивал ее из Генисаретского озера. Может быть, апостол Петр и действительно ловил рыбу в этом озере, однако пикшу он там при всем желании поймать не мог, поскольку она — настоящая морская рыба, никогда не встречающаяся в озерах.

В Черном море и юго-западной части Баренцева моря встречается распространенный у атлантического и средиземноморского побережья Европы мерланг (Merlangius merlangus). Он относится к придонным видам, держится стаями на небольших глубинах, питается рыбой и ракообразными.


^ЗГЛ: АТЛАНТИЧЕСКАЯ ТРЕСКА (GADUS MORHUA)