ПЛАНИРОВАНИЕ АПК
,
осн. метод регулирования пропорций развития и размещения отраслей АПК.
Необходимость П. АПК предопределена тесными межотраслевыми связями в комплексе.
Система единого П. АПК,
находящаяся в стадии становления,
включает разработку Программы научно-технич. прогресса в АПК и его социально-экономич.
последствий в предстоящем 20-летии,
Ген. схему развития и размещения агропром. произ-ва на 15 лет (по пятилетиям),
осн. направления развития АПК на 10 лет,
пятилетние и годовые планы. В гос. планы экономич. и социального развития СССР,
союзных и авт. республик,
краёв [краев],
областей с 11-й пятилетки (1981 — 1985) включён [включен] раздел "Агропромышленный комплекс".
В р-нах разрабатывается сводный план развития РАПО. Планы развития АПК содержат показатели как сводные,
так и по отраслям,
входящим в АПК (в соотв. подразделах плана). Показатели плана разрабатываются в целом по стране,
по мин-вам и ведомствам АПК СССР,
по союзным республикам,
предприятиям союзного подчинения.
Осн. плановые показатели развития АПК: объём [объем] и стоимость конечной продукции,
лимиты централизов. капитальных вложений,
стоимость осн. фондов,
численность занятых,
потребление осн. продуктов питания в расчёте [расчете] на душу населения,
балансы сырья и мощностей перерабатывающей пром-сти,
обеспеченность специализир. автотранспортом и др. особо важными для сбалансированного развития АПК ресурсами.
Ведущую роль играет 5-летний план развития АПК,
разработка к-рого основана на демократич. централизме,
сочетании отраслевого и территориального принципов управления.
Госплан СССР,
исходя из долгосрочных перспектив развития нар. х-ва,
определяет контрольные цифры пятилетнего плана по темпам роста валовой (товарной) продукции,
производительности труда в отраслях АПК,
объёмам [объемам] закупок и поставок в общесоюзный фонд продукции с. х-ва в натуральном выражении,
объёмам [объемам] произ-ва продукции пищ. пром-сти,
лимитам материально-технич. ресурсов,
капитальных вложений и строительно-монтажных работ. Эти цифры сообщаются союзным и авт.
республикам,
областям,
краям и р-нам. Планы экономич. и социального развития с учётом [учетом] контрольных цифр, на основе гос.
заказа,
долгосрочных экономич. нормативов и лимитов ресурсов разрабатываются снизу — в предприятиях и орг-циях АПК.
Планы развития АПК служат мощным рычагом ускорения научно-технич.
прогресса,
оптимизации межотраслевых,
внутриотраслевых и территориальных пропорций,
концентрации сил на важнейших участках произ-ва и реализации продукции (см. Программно-целевое планирование). Конечная продукция АПК направляется гл.
обр. на личное и обществ. потребление. Поэтому осн. задача П.
АПК — обеспечить равенство между стоимостью конечной продукции АПК,
направленной на личное и обществ. потребление,
и суммой доходов населения и обществ. фондов,
выделяемых для приобретения продовольствия и др. видов конечной продукции АПК.
Важными являются также пропорции между потребностью и поставкой средств произ-ва в АПК,
объёмами [объемами] конечной продукции и пропускной способностью розничной и оптовой торговли и обществ.
питания,
потребностями в сырье для пищевой,
мукомольно-крупяной,
комбикормовой пром-сти и объёмами [объемами] реализации сырья с.-х. предприятиями,
развитием сферы производственно-технич. обслуживания и потребностями отраслей АПК,
развитием произ-ва и социальной инфраструктурой. При разработке планов развития АПК учитывается междунар.
разделение труда,
долгосрочная программа сотрудничества между социалистич. странами (см. Международная социалистическая агропромышленная интеграция).
Для выбора оптим. пропорций разрабатываются экономико-математич.
модели развития АПК,
его межотраслевых,
отраслевых и территориальных звеньев,
что даёт [дает] возможность выявить варианты,
обеспечивающие наиб. эффективное использование созданного производств.
потенциала и дополнительно привлекаемых ресурсов.
• Крылатых Э. Н.,
Пропорции и приоритеты в развитии АПК,
М.,
1983; Киселев В. И.,
АПК: совершенствование хозяйственного механизма,
М.,
1985.