ЧЕЛОВЕК
(Homo
sapiens)— высший
представитель отряда приматов; общественное существо, способное производить и
использовать орудия труда, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и
членораздельной речью. Ч.— высшая ступень развития живых систем, субъект
общественно-исторической деятельности, творец материальной и духовной культуры.
Ч.— объект изучения многих наук: антропологии, социологии, физиологии,
психологин, педагогики, генетики, медицины. Философия интегративно объединяет
достижения этих наук и дает методологическое учение о Ч., его природе и
сущности. Синтез знаний о Ч. возможен только на основе марксистской философии,
являющейся единственно научным и адекватным методологическим основанием
исследования Ч. Ч.— высшее кульминационное выражение природы и общества.
В нем
органически соединены все основные закономерности материального мира: механические,
физические, химические, биологические, социальные. В силу этого Ч.
представляет
собой наиболее сложный объект познания.
Ч. как объект физиологии рассматривается
в диалектическом единстве двух подструктур — организменной (биологической) и
личностной (социальной). Методологической основой решения этих вопросов
является положение диалектико-материалистической философии о том, что Ч.
органически включен в систему природы не только как биологический индивид, но и
как общественная личность. К. Маркс писал, что «...сущность человека не есть
абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть
совокупность всех общественных отношений» (К. Маркс, Ф.
Энгельс.
Соч., т. 3, с. 3). Ч. как организм есть биологическая
система, включающая в себя единство соматического и психофизиологического,
наследственного и приобретенного. Сознание, психический мир выводят Ч.
в мир
социальных связей и отношений. Ч. как индивид может быть предметом
биологического, социологического и психофизиологического познания.
Система
биологических знаний о Ч. интегрируется в современном научном языке в понятии
«организм». Психологическое и социологическое описание индивида синтезируется в
категории личности. Специфическая задача философии на современном уровне ее
развития состоит в том, чтобы найти концептуальные мосты между личностью и
организмом человека, т.
е. создать интегральную систему понятий, которая могла бы охватить в едином
синтезе социальную сущность Ч., его психологическую индивидуальность и
биологические возможности природы Ч. В XX в. произошло органическое включение
принципов марксистской философии в психологию личности, достигнуты значительные
успехи в области физиологии и особенно нейрофизиологии, получены новые данные о
функциональных системах человеческого организма, гистологии и гистохимии мозга,
сделаны этологические открытия, новые данные получены в психофизиологии высшей
нервной деятельности. Все это позволило преодолеть философски и
естественно-научно дуализм психического и соматического в жизнедеятельности Ч.,
дать ему последовательно монистическую трактовку индивида как целостного живого
существа, как систему единой психосоматической организации, существенные и
системообразующие элементы и функции которой имеют социально обусловленную
детерминацию и выражают социальную сущность Ч. Теория организма в современной
физиологии должна дать
теорию
всеобщей связи вещественных, энергетических и информационных отношений на всех
уровнях его жизнедеятельности, высшим из которых является психический уровень.
Психические
функции представляют собой стороны единой жизнедеятельности организма,
непосредственно выражающие бытие личности и вместе с тем высшую системную
интеграцию организма.