Энциклопедии, словари, справочники
 Энциклопедии, словари, справочники (поиск)   /   Словарь физиологических терминов  Читатели спрашивают 
 
А Б В Г
Д Е Ж З
И К Л М
Н О П Р
С Т У Ф
Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я

ЧЕЛОВЕК (Homo sapiens)— высший представитель отряда приматов; общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью. Ч.— высшая ступень развития живых систем, субъект общественно-исторической деятельности, творец материальной и духовной культуры. Ч.— объект изучения многих наук: антропологии, социологии, физиологии, психологин, педагогики, генетики, медицины. Философия интегративно объединяет достижения этих наук и дает методологическое учение о Ч., его природе и сущности. Синтез знаний о Ч. возможен только на основе марксистской философии, являющейся единственно научным и адекватным методологическим основанием исследования Ч. Ч.— высшее кульминационное выражение природы и общества. В нем органически соединены все основные закономерности материального мира: механические, физические, химические, биологические, социальные. В силу этого Ч. представляет собой наиболее сложный объект познания.

Ч. как объект физиологии рассматривается в диалектическом единстве двух подструктур — организменной (биологической) и личностной (социальной). Методологической основой решения этих вопросов является положение диалектико-материалистической философии о том, что Ч. органически включен в систему природы не только как биологический индивид, но и как общественная личность. К. Маркс писал, что «...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 3, с.     3). Ч. как организм есть биологическая система, включающая в себя единство соматического и психофизиологического, наследственного и приобретенного. Сознание, психический мир выводят Ч. в мир социальных связей и отношений. Ч. как индивид может быть предметом биологического, социологического и психофизиологического познания. Система биологических знаний о Ч. интегрируется в современном научном языке в понятии «организм». Психологическое и социологическое описание индивида синтезируется в категории личности. Специфическая задача философии на современном уровне ее развития состоит в том, чтобы найти концептуальные мосты между личностью и организмом человека, т.     е. создать интегральную систему понятий, которая могла бы охватить в едином синтезе социальную сущность Ч., его психологическую индивидуальность и биологические возможности природы Ч. В XX в. произошло органическое включение принципов марксистской философии в психологию личности, достигнуты значительные успехи в области физиологии и особенно нейрофизиологии, получены новые данные о функциональных системах человеческого организма, гистологии и гистохимии мозга, сделаны этологические открытия, новые данные получены в психофизиологии высшей нервной деятельности. Все это позволило преодолеть философски и естественно-научно дуализм психического и соматического в жизнедеятельности Ч., дать ему последовательно монистическую трактовку индивида как целостного живого существа, как систему единой психосоматической организации, существенные и системообразующие элементы и функции которой имеют социально обусловленную детерминацию и выражают социальную сущность Ч. Теория организма в современной физиологии должна дать

теорию всеобщей связи вещественных, энергетических и информационных отношений на всех уровнях его жизнедеятельности, высшим из которых является психический уровень. Психические функции представляют собой стороны единой жизнедеятельности организма, непосредственно выражающие бытие личности и вместе с тем высшую системную интеграцию организма.


^ЗГЛ: ЧЕЛОВЕК