БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
— учение, раскрывающее роль биологических и социальных
факторов в возникновении, развитии и жизнедеятельности человека.
Физиология и
медицина имеют дело с человеком — существом не только биологическим, но и
социальным, а поэтому его жизнь возможна лишь при наличии внешних факторов среды,
обеспечивающих оптимальное функционирование как биологических систем человека,
так и социальных отношений между людьми (экономических, социально-политических
и духовных). Для марксистской методологии неприемлем как идеализм, отрывающий
человека от природы и общества и сводящий его жизнь лишь к «психическим
детерминантам», так и вульгарный материализм, игнорирующий социальную сущность
человека, сводящий всю жизнь человека к физиологическим процессам питания и
размножения. Никто не отрицает того, что без ассимиляции и диссимиляции нет
жизни человека, но сущность человека, та специфика, которая отличает его от
всех других живых систем — социальная. Рождение ребенка — это не только
биологическая, но и социальная функция матери. Любовь человека не сводится к
физиологической страсти и акту зачатия ребенка. Она отлична и от инстинктивной
деятельности животных по продолжению вида, так же как и сложная психическая
жизнь человека отлична от простейших форм раздражимости.
Социальная сущность человека не
упраздняет того, что у него был, есть и всегда будет организм — субстанция
биологическая. Но творят историю и изменяют мир не организмы, а люди,
человеческие личности, сущность деятельности которых всегда социальна.
Биология
человека — совершенно необходимое условие для формирования и проявления
социального образа жизни человека. Самое романтичное чувство мужчины к женщине
связано также и с гормональными механизмами, мышечные усилия поэта, пишущего
стихи, психические акты мышления человека связаны с возникновением биотоков
мозга и мышц, эмоции человека немыслимы без выделения адреналина
надпочечниками. Жизнедеятельность человека базируется на физиологической
основе, над которой своеобразно надстраивается система социальных ценностей,
социальных связей и отношений людей. В животном мире нет половых извращений,
алкоголизма, наркоманий, жажды собственности и накопительства — все это
социальные аномалии, рожденные миром частной собственности. Развращенность,
нравственная порочность, преступность— тоже социальные явления.
У зверей нет
морали, но нет и аморализма, нет человечности, но нет и бесчеловечности, нет
той гнусной и античеловечной политики, на которую идет современный империализм
— зверства фашистов и сионистов несоизмеримы со «зверством» хищников, диктуемых
биологическими потребностями животных. Человек не живет для того, чтобы есть,
пить и размножаться; он, наоборот, ест, пьет и размножается для того чтобы
жить, осуществляя свои социальные цели и идеалы.
^ЗГЛ: БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА