БИОТИПОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
— одно из
направлений зарубежной физиологии и медицины, в основе которого лежит концепция
единого биотипа, включающего в себя единство морфологических, физиологических и
психических индивидуальных свойств человека, детерминированных генетическими
факторами и факторами окружающей среды. Человек в концепции биотипа — это
морфо-физио-психическое целое, определяющее его конституцию, психосоматическую
индивидуальность. В Б. ч. выделяют четыре аспекта: 1) морфологические
характеристики биотипа, определяемые морфометрически; 2) функциональные
характеристики биотипа, определяемые физиометрически; 3) типопсихические
(инстинктивно-чувственные) характеристики, определяемые специальными тестами;
4) интеллектуальные характеристики (неопсихические), определяемые
психофизиологическими методами. Б. ч. в значительной мере преодолела крайности
конституционалистов прошлого, правильно трактует проблему эндо- и экзогенеза,
пытается преодолеть крайности механицизма и витализма в трактовке биотипа,
выделяя в качестве основного интегратора биотипа нейроэндокринные констелляции,
связанные с областью третьего желудочка, таламическую и гипоталамическую
области, гипофиз и эпифиз, считая эти образования мозга вместе с гормональной
системой «великим регулятором жизни» (Н. Пенд). В характеристике Б.
ч.
учитывается учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности,
подвергаются критике расистские концепции. Основные теоретические положения Б.
ч. заслуживают положительной оценки с точки зрения их фактической
обоснованности. Интересен принцип индивидуализации в диагностике и лечении,
концепция «генетически детерминированной основы» как предрасполагающего или
непредрасполагающего фактора в этиологии и патогенезе, теория генотипа
(изменения биотипа с возрастом) и преморбидных состояний.
В философском отношении взгляды
теоретиков Б. ч. весьма противоречивы, эклектичны, страдают механистическими
установками, когда они пытаются теоретические, нравственные, эстетические,
политические, религиозные взгляды выводить из конституциональных типов;
наблюдаются биологизаторские тенденции (объяснять социальные явления,
свойственные личности, исключительно нейроэндокринными факторами).
В. И. Ленин
решительно выступал против биологизаторства социальных явлений, ибо
«...перенесение биологических понятий вообще в область общественных наук
есть фраза. С «хорошими» ли целями предпринимается такое перенесение или
с целями подкрепления ложных социологических выводов, от этого фраза не
перестает быть фразой» (Полн. собр. соч., т. 18, с. 349); к тому же мы должны
помнить, что «...вся обстановка, в которой живут эти люди, отталкивает их от
Маркса и Энгельса, бросает в объятия пошлой казенной философии» (Там же, с.
279). В философских экскурсах теоретиков Б. ч. (Н. Пенд, М. Мартини, А.
Кавадиас, В. Кречмер, Р. Бизе) можно встретить позитивное отношение к
экзистенциализму и неотомизму, персонализму и неофрейдизму. Отсутствие четкой
методологической позиции у сторонников Б. ч. в значительной мере снижает
научный потенциал этой концепции.