ДЕТЕРМИНИЗМ
(лат. determino, determinare определять) — философское учение об
объективной, всеобщей, закономерной и универсальной взаимосвязи и причинной
обусловленности природных, социальных и психических процессов.
Человеческое
познание идет от констатации общей картины взаимосвязи и взаимодействия вещей к
выделению их составных элементов. В процессе познания возникает картина сложного
сплетения связей и взаимодействий, в которой все движется, изменяется,
возникает и исчезает. В основе марксистского Д. лежит принцип универсального
взаимодействия. Ф. Энгельс писал: «Только исходя из этого универсального
взаимодействия, мы приходим к действительному каузальному отношению» (К.
Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 20, с. 546). Принцип Д. лежит в основе научного
мировоззрения. Содержание Д. можно выразить в следующих положениях: а) любое
явление причинно обусловлено и возникает из взаимодействия совокупности
факторов (вещественных, энергетических, информационных); б) становление
(возникновение и развитие) любого явления происходит закономерно, подчиняясь
динамическим или вероятностно-статистическим отношениям; в) поскольку возможно
познание закономерных связей, постольку возможно научное прогнозирование и
управление материальными и психическими процессами.
В физиологии концепцией Д. установлено,
что все физиологические процессы детерминируются взаимодействием внешнего
(среды) и внутреннего (состоянием живой системы). Закономерно, что в физиологии
в разные исторические периоды это взаимодействие последовательно изучалось то
со стороны внешнего раздражителя (механистический Д.), то со стороны
реагирующей системы (аутогенетический Д.). Сформулированная в современном
естествознании концепция органического Д. снимает альтернативу внешнего и
внутреннего в Д.: внешнее воздействие специфично преломляется через
внутреннеактивную основу взаимодействия.
В современном естествознании концепция Д.
исследуется в следующих основных направлениях: а) физиологический Д.
— изучение
морфофункциональных закономерностей организма, определяющих особенности
протекания биологических процессов; б) психологический Д. — изучение
закономерной зависимости психических процессов от физиологии высшей нервной
деятельности и внешней среды; в) системный Д. — изучение закономерной
зависимости целого от элементов и отдельных элементов от свойств целого,
преодолевая как механицизм, так и витализм; 2) телеологический Д.
— изучение
закономерной зависимости реакций от целесообразной природы функционирования
живого, преодолевая теологизм и идеалистическое истолкование явлений
целесообразности живого с позиций дарвинизма. В живом существует два типа Д.
—
вероятностно-статистическая и жесткая детерминация. В современной
физиологической литературе до сих пор делят системы на «детерминированные» и
«вероятностные» («недетерминированные системы»). Однако Д. охватывает как
динамические, так и вероятностно-статистические связи. Связь концепции Д.
только с жесткими (динамическими) отношениями, а вероятностных — с
«недетерминированными» связями — это не до конца преодоленная теория
позитивизма в современной физиологии, концепция современного индетерминизма в
науке.