ИНТЕЛЛЕКТ
(лат. intellectus познание,
понимание, постижение) — относительно устойчивая структура умственных
способностей личности. Марксистско-ленинская методология исходит из того, что
интеллектуальные способности человека детерминированы биологически
(генетически) и социально (историческими условиями жизни индивида).
И.
отличается от чувств, воли, воображения тем, что он характеризует
познавательно-рациональную сторону мыслительных процессов человека, т.
е.
систему умственных операций, связанных с решением задач («стратегий»), с
эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей быстрой
познавательной активности и действия в соответствии с ней. И.
индивида есть
характеристика его ума (древнегреч. nus
ум тождественно лат. intellectus). Э. Кант различал И. (нем. Verrstand рассудок) как способность образовать
понятия и разум (нем. Verrnunft разумность) — способность к образованию
философских идей. Гегелевская концепция различала рассудок (И.) и разум.
Физиологи и психологи за рубежом И. понимают как биопсихическую адаптацию к
ситуации (В. Штерн, Ж. Пиаже.). И. как творческий инсайт (от англ.
insight озарение, постижение) разрабатывался
представителями гештальт-психологии (М. Вертхеймер, В. Келер).
И. понимался так
же как степень одаренности индивида, и на этой основе были разработаны системы
тестов с целью определения способности человека справиться с заданной ситуацией
и найти выход из нее. С целью совершенствования методики диагностики И.
был
предложен факторный анализ для исследования элементов И. (базовых структур).
Марксистская методология исходит из принципа структурного единства И.
и его
связи с социальной сущностью личности, взаимосвязи И. с эмоционально-волевыми
качествами личности, несостоятельности расистских утверждений о наличии только
врожденных (наследственных) высших или низших способностей к интеллектуальной
деятельности различных рас, наций и социальных групп.
В связи с успехами развитая кибернетики,
вычислительной техники (ЭВМ), теории информации получил широкое распространение
термин «искусственный И.» — способность кибернетических систем моделировать
интеллектуальные способности человека, решать задачи без обязательного участия
самого человека. Проблема искусственного И. — перспективное научное
направление, решающее задачу творческого диалога человека и ЭВМ, занимающееся
разработкой принципов программного обеспечения ЭВМ с помощью творческих
возможностей человека и формализацией отдельных интеллектуальных процедур с
помощью ЭВМ.
В сравнительной физиологии и психологии
исследуется И. животных — высшая форма психической деятельности животных,
связанная с решением нестандартных задач с помощью орудийного действия,
манипулированием подручными средствами, опираясь на предшествующий опыт.
И.
животных носит всегда конкретно-чувственный, двигательный характер с помощью
метода проб и ошибок, он всецело обусловлен биологическими потребностями и не
определяется, как у человека, его абстрактно-логическим пониманием
причинно-следственных связей.