ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
— получаемые в закодированном виде сведения о происходящих в процессе
деятельности преобразованиях предмета труда, об орудиях труда и их состоянии и
некоторых условиях деятельности. В современных видах труда, особенно при работе
в автоматизированных системах управления, человек-оператор не имеет прямого
визуального контакта с прямыми орудиями деятельности и объектом труда.
При всех
видах умственной деятельности человек оперирует также лишь с информацией об
объективной реальности в виде понятий, поэтому И. к. т. д. является основным
практически при всех видах труда. Информация о деятельности поступает по так
называемым информационным каналам, которые заканчиваются на информационных
моделях деятельности в виде табло, панели, дисплея. Код информации может быть в
виде знака, цвета, звука, слов и др., которые воспринимаются сенсорными
системами, главным образом зрительной и слуховой, и пройдя ряд последовательных
преобразований, особенно в области зрительного бугра и коры больших полушарий,
формируют образ реальной действительности. В процессе переработки информации
человеком выделяются следующие этапы: информационный поиск, т.
е. активное
выделение элементов информационного потока (поля), относящихся к задаче
оператора благодаря операциям обнаружения и выделения сигнала из фона,
идентификации, декодирования и сличения его с эталонами в оперативной памяти;
вторым этапом является информационная подготовка решения, в которую входят
поиск проблемной ситуации, построение образно-концептуальной модели, выбор
оценочных критериев и мер, которые определяют характер и направление
преобразований исходной информации и концептуальной модели для приведения ее к
виду, пригодному для принятия решения. Заключительным этапом является принятие
решения, т. е. действий, направленных на разрешение проблемной ситуации.
В физиологии ВНД используются
количественные меры оценки значимости информации, определяемые, по И.
П.
Павлову, уровнем возбуждения нервных центров, по А. А. Ухтомскому, —
реактивностью и заторможенностью. Обобщенное понятие «потенциал» как мера
готовности ЦНС к определенному виду поведения предложено К. Халлом.
^ЗГЛ: ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ