КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ
(син. чувствительные периоды, сенситивные периоды) — интервалы времени, в
течение которых ранний опыт (см.) оказывает наиболее существенное
влияние на последующее становление функций ЦНС и поведение развивающегося
организма. Т. к. развивающийся организм максимально восприимчив к определенным
влияниям среды именно в течение К. п., то и обучение легче всего изменяет
поведение на протяжении определенных стадий развития в границах этих К.
п. Для
различных форм поведения и различных проявлений функций ЦНС К.
п. приходятся на
различные возрастные периоды, что связано с уровнем эволюционного развития
организмов и степенью функциональной и морфологической зрелости нервной системы
к моменту рождения. Предполагается, что в течение К. п. меняется пластичность
центральных элементов за счет формирования и фиксирования под влиянием
специфических воздействий (т. е. раннего опыта) соответствующих сенсорных
входов. За пределами К. п. опыт или не оказывает влияния на развитие, или
оказывает его в значительно меньшей степени.