ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА
— относительно устойчивая, осознанная, психически
переживаемая, индивидуально неповторимая система представлений индивида о себе
и об окружающих, на основе которой он строит свое отношение к другим людям и
оценивает самого себя. Л. о. п. ф. ч. — целостный, вместе с тем сложный (и
подчас противоречивый) образ собственного Я («Я — концепция»), выступающий как
установка по отношению к самому себе и включающий следующие основные элементы:
а) когнитивный (познавательный) образ себя, своих качеств, способностей,
внешности, социальной ценности и значимости (самосознание личности); б)
эмоциональный образ — эмоциональная оценка себя — самоуважение, себялюбие,
самоуничижение; в) волевой образ — волевая оценка себя, стремление (действие) с
целью добиться повышения самооценки, завоевать уважение к себе.
Л. о. п. ф. ч.
несут в себе элементы как биологически-наследственных, так и социально-приобретенных
черт, особенностей обучения и воспитания, отражают социальный опыт личности.
В
Л. о. п. ф. ч. чрезвычайно важное значение приобретает фактор динамичности,
смены психических оценок личности: реальное Я (представление о себе в настоящем
времени), идеальное Я (каким должен стать субъект в будущем).
Между реальным и
идеальным Я всегда вклинивается волевой акт по реализации идеальных установок
личности (самосовершенствование субъекта). Л. о. п. ф. ч. — это психологический
облик индивида, его психологическая структура, складывающаяся в общении и
деятельности, идеальная представленность индивида в себе, как в другом.
Становление психологического облика личности обусловлено всей системой
социально-культурных отношений, которые реализуют и преобразуют человеческие
задатки. Отношения между людьми в процессе их общественно-исторической
деятельности приводят к тому, что субъект (личность), обращаясь к себе
подобным, корректирует образ своего Я, уточняет, изменяет себя и свои оценки
окружающих. Воспитать человека с богатым, внутренне содержательным психическим
миром, адекватно оценивающим себя, свои возможности и окружающий мир — основная
задача коммунистического воспитания. Воспитание личности — это воспитание
индивидуальности — индивидуализированного отражения действительного отношения
личности к тем объектам, ради которых развертывается деятельность личности,
приобретает личностный смысл. Понятие «личностного смысла» (Л.
С. Выготский, А.
Н. Леонтьев) преодолело механистически-отражательную концепцию педагогики и
основанную на ней теорию воспитания, дало теорию воспитания личности с учетом
ее субъективно-ценностных (значимых) установок.
^ЗГЛ: ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА