Энциклопедии, словари, справочники
 Энциклопедии, словари, справочники (поиск)   /   Словарь физиологических терминов  Читатели спрашивают 
 

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА — относительно устойчивая, осознанная, психически переживаемая, индивидуально неповторимая система представлений индивида о себе и об окружающих, на основе которой он строит свое отношение к другим людям и оценивает самого себя. Л. о. п. ф. ч. — целостный, вместе с тем сложный (и подчас противоречивый) образ собственного Я («Я — концепция»), выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий следующие основные элементы: а) когнитивный (познавательный) образ себя, своих качеств, способностей, внешности, социальной ценности и значимости (самосознание личности); б) эмоциональный образ — эмоциональная оценка себя — самоуважение, себялюбие, самоуничижение; в) волевой образ — волевая оценка себя, стремление (действие) с целью добиться повышения самооценки, завоевать уважение к себе. Л. о. п. ф. ч. несут в себе элементы как биологически-наследственных, так и социально-приобретенных черт, особенностей обучения и воспитания, отражают социальный опыт личности. В Л. о. п. ф. ч. чрезвычайно важное значение приобретает фактор динамичности, смены психических оценок личности: реальное Я (представление о себе в настоящем времени), идеальное Я (каким должен стать субъект в будущем). Между реальным и идеальным Я всегда вклинивается волевой акт по реализации идеальных установок личности (самосовершенствование субъекта). Л. о. п. ф. ч. — это психологический облик индивида, его психологическая структура, складывающаяся в общении и деятельности, идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Становление психологического облика личности обусловлено всей системой социально-культурных отношений, которые реализуют и преобразуют человеческие задатки. Отношения между людьми в процессе их общественно-исторической деятельности приводят к тому, что субъект (личность), обращаясь к себе подобным, корректирует образ своего Я, уточняет, изменяет себя и свои оценки окружающих. Воспитать человека с богатым, внутренне содержательным психическим миром, адекватно оценивающим себя, свои возможности и окружающий мир — основная задача коммунистического воспитания. Воспитание личности — это воспитание индивидуальности — индивидуализированного отражения действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается деятельность личности, приобретает личностный смысл. Понятие «личностного смысла» (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев) преодолело механистически-отражательную концепцию педагогики и основанную на ней теорию воспитания, дало теорию воспитания личности с учетом ее субъективно-ценностных (значимых) установок.


^ЗГЛ: ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА