Энциклопедии, словари, справочники
 Энциклопедии, словари, справочники (поиск)   /   Словарь физиологических терминов  Читатели спрашивают 
 

ЛИЧНОСТЬ — человек как индивидуальность, характеризующаяся системой мировоззренческих, психологических и поведенческих устойчивых признаков, которые формируются под воздействием конкретных общественно-исторических условий на основе наследственных и приобретенных предпосылок. Л. — единство биологической конституции, социальной индивидуальности и особенностей психологической структуры. Социальность человеческого индивида и составляет содержание его Л., обладающей неповторимой психофизиологической структурой. Л. как системное бытие человеческого индивида есть единство его социального содержания, социальных функций и психологической структуры. Человек как телесное, физиологическое существо — предпосылки его социальности. К. Маркс отмечал, что «...сущность “особой личности” составляет... её [ее] социальное качествo» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 1, с. 242). Изучение Л., по В. И. Ленину, есть изучение деятельности Л., ее социальных действий (Полн. собр. соч., т. 1, с. 423—424). Социальные роли и социальный статус Л. — это понятия, определяющие место индивида в социальной системе и конкретизирующие его образ жизни. Психологическую структуру Л. составляют два образования — психологические элементы (темперамент, особенности психических процессов, способности, уровень знаний и опыта) и собственно-личностное (субъективное) «Я» (самоощущение, самосознание, самооценка, интроспективно-эмоциональное, чувственно- переживаемое состояние).

Философская теория Л. есть синтетическое объяснение с позиций психофизиологических явлений всех основных структурно-функциональных особенностей человека. Решение данной задачи и означает установление единства организма и Л. Создание теории Л. есть разработка ее психофизиологических проблем. Именно в этом плане устанавливается особо продуктивный союз марксистско-ленинской философии и современной физиологии. Психофизиологическая интерпретация Л. осуществляется в следующих основных направлениях: а) морфофизиологическая расшифровка дифференциально-психологических черт; б) интерпретация психологической структуры Л. на основе разработки физиологических моделей ЦНС и фиксирования морфологических коррелятов личностных феноменов; в) установление основных звеньев витальных функций индивида, мотивирующих реальные потребности Л. Особое значение в раскрытии всех этих направлений имеет теория функциональных систем П. К. Анохина. Понимание свойств конкретной Л. возможно только на точном и скоординированном восприятии ею ритмики времени (временного аспекта бытия Л.). Исследования показали, что нормальное соотношение работы правого и левого полушарий головного мозга прежде всего важно для сохранения целостности Л. Только в этом случае обеспечивается адекватное восприятие человеком пространства и времени. В этом отношении представляет интерес типология Л., разработанная К. Юнгом (эмоциональный тип, мыслительный тип, ситуативно-сенсорный и интуитивный типы). В психологии разработаны различные интегративные теории Л. в зависимости от фактора, положенного в основу психологического «Я»: психобиологические (У. Шелдон), биосоциальные (Ф. Олпорт, К. Роджерс), психосоциальные (А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм), психостатистические (Р. Кеттел, Д. Айзенк). Несмотря на фактическую ценность каждой из этих теорий Л., все они страдают одним недостатком: либо «биологизируют» Л., либо «социологизируют» организм. Диалектика биологического и социального в теории Л. есть основное в методологии марксистской концепции человека. Генотип человека содержит лишь наследственные предпосылки для формирования той организменной основы, на базе которой под влиянием социально-детерминирующих факторов формируется и развивается Л. Социальная среда — это не просто сумма раздражителей, а социально-организованная система. Поэтому можно говорить о взаимодействии двух программ в развитии Л.: социальной и генетической. Изучение социальных программ позволяет понять ценностные установки Л., ее притязания и идейную направленность, социальное поведение и мировоззренческие установки Л. Каждый индивид как Л. — это продукт не только существующих отношений, но и всей предшествующей истории, продукт собственного самосовершенствования, самообразования, самовоспитания. Марксистско-ленинская концепция Л. имеет важное значение для физиологии и психологии, педагогики и юриспруденции, этики и эстетики, авиации и космонавтики, военной и общей медицины. Идеал марксистско-ленинской концепции Л. — это теория создания гармоничного и всестороннего развития Л.; гармония личного и общественного.


^ЗГЛ: ЛИЧНОСТЬ