МАТЕРИАЛИЗМ
и физиология — как научные дисциплины на
всех исторических этапах тесно связаны между собой общностью методологических
принципов и объектом изучения — спецификой живых систем, их возникновения и
изменения, развития. М. как философское мировоззрение противоположен идеализму.
М. исходит из признания первичности материи и вторичности (исторической и
гносеологической) сознания как свойства и функции мозга. Марксистско-ленинское
учение о материи — философский М. — теоретическая и методологическая основа
развития всех отраслей научного знания, в том числе и физиологии.
Классическое
ленинское определение материи как философской категории для обозначения
объективной реальности, отражаемой в сознании человека (В.
И. Ленин.
Полн. собр. соч., т. 18, с. 131) включает в себя три философских аспекта: 1)
онтологический аспект — материя есть объективная реальность; 2)
гносеологический аспект — материя есть отражение в сознании объективной
реальности; 3) логический аспект — материя есть философское понятие
(категория). Материя как объективная реальность обладает рядом всеобщих
(универсальных) свойств: объективностью, субстанциональностью, сохраняемостью,
структурностью, активностью (движением), способностью к отражению.
М. признает
мир познаваемым, находящимся в движении (изменении), функционировании и
развитии. Современный М. изучает законы строения материи (элемент—структура,
часть—целое, содержание—форма, внешнее—внутреннее, низшее—высшее), законы
функционирования материи (структура—функция) и законы развития материи
(источник развития—закон единства и борьбы противоположностей, механизм
развития—закон взаимного перехода количества в качество, направленность
развития—закон отрицания отрицания).
Физиология как фундаментальная наука о
закономерностях жизнедеятельности организмов в их многообразных связях со
средой исходит из основополагающих материалистических идей и принципов
философского М. Физиология как наука опирается на следующие философские
принципы материализма и диалектики: а) принцип эволюционизма — признание
развития живых систем как качественного изменения структур живого в диапазоне
их приспособительных возможностей, как диалектика онто- и филогенеза; б)
принцип целостности живого — признание многоуровневых отношений в живом,
единства дифференциации и интеграции в живом; в) принцип структурности живого —
он раскрывает диалектику структуры и функции, их взаимосвязь и взаимодействие;
г) принцип динамизма живого, т. е. признание самодвижения, саморегуляции и
саморазвития живых систем; д) принципы надежности живого — принципы избыточности
строения и функциональной лабильности живого, дублированием и
взаимозаменяемостью элементов и использованием различных механизмов обратной
связи; принцип надежности является основой компенсаторно-приспособительных
возможностей организма; е) принцип детерминизма живого — признание
универсальной взаимосвязи элементов живого и причинной обусловленности всех фаз
и механизмов живых систем. Философские принципы диалектико-материалистического
анализа живых систем всесторонне исследуют живое состояние материи, раскрывают
существенные, общие, необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи в живом и
тем самым создают материалистический фундамент для подлинно научного анализа
всех физиологических процессов жизнедеятельности. Философский М.
в физиологии
позволяет устойчиво предохранять науку от проникновения в нее различных
идеалистических и религиозных концепций, преодолевать ограниченность
метафизических (механистических) взглядов. Как справедливо отмечал Л.
Фейербах,
«физиология и патология всегда были родиной материализма», т.
е. достижения
физиологии и медицины в свою очередь обогащают принципы М., наполняют его новым
содержанием. Взаимосвязь М. и физиологии — взаимообогащающая связь.