МЫШЛЕНИЕ
— процесс познавательной деятельности,
характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
М.—
объект многих наук. В философии изучается соотношение материи и М., возможности
и пути познания объективного мира. Основные формы М.— понятие, суждение,
умозаключение — изучаются формальной логикой. Социологический аспект
исследований М. анализирует процесс его исторического развития в зависимости от
изменения социальных структур общественной жизни. Физиология изучает мозговые
механизмы, с помощью которых реализуются акты М. Кибернетика изучает М.
как
информационный процесс, фиксируя общее и различное в работе ЭВМ и в
мыслительной деятельности человека. Психология исследует М. как познавательную
деятельность, дифференцируя ее на виды в зависимости от уровней обобщения и
характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его
активности, адекватности М. объективной действительности. В современной науке
различают следующие виды М.: словесно-логическое, наглядно-образное,
наглядно-действенное. Выделяют также М. теоретическое и практическое,
эмпирическое и логическое (аналитико-синтетическое), реалистическое и
интуитивное, творческое и непродуктивное, произвольное и непроизвольное.
М.
человека может быть осознанным и неосознанным. Большую роль в М.
человека
играют эмоции. М.— свойство мозга, определяемое особенностями высшей нервной
деятельности, нейрофизиологическими процессами. Но М. человека — особая
духовная сфера, определяемая его предметно-практической деятельностью.
По мере
отделения духовного труда от материального М. тоже становится формой
идеально-мыслительных операций. Мыслительная деятельность человека связана с
языком — средством общения, накопления опыта (знания) и передачи его в
человеческом обществе. М. как рациональное познание вскрывает в предмете его
существенные связи, закономерности развития. М. всегда отражает предмет
познания «глубже, вернее, полнее» (В. И. Ленин.
Полн.
собр. соч., т. 29, с. 152).
М. АБСТРАКТНОЕ — отвлеченно-понятийное М.
Специально человеческая форма психической деятельности, развивающаяся со
становлением речи, второй сигнальной системы и связанной с этим функцией
отвлечения и обобщения. Центральным для процесса М. а. является функциональное
употребление слова или знака в качестве средства для расчленения и выделения
признаков, их абстрагирования и нового синтеза, в результате чего образуется
понятие и на основе последнего — обобщение.
М. ЭЛЕМЕНТАРНОЕ, КОНКРЕТНОЕ — свойственная
животным форма отражения внешнего мира, представляющая собой мышление в
действии и проявляющаяся в целесообразном адекватном поведении, направленном на
удовлетворение биологических потребностей. Физиологическую основу М.
э.
составляет первая сигнальная система.