ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЕ
—
формирование новых движений в процессе жизни индивидуума. У человека О.
д.
состоит в образовании профессионально-трудовых, спортивных, бытовых
двигательных навыков, «развитии умений и сноровок» (по Н. А. Бернштейну).
Часто
О. д. связано с реорганизацией врожденных или ранее приобретенных двигательных
координаций, особенно при выработке тонких специализированных манипуляционных
движений. Существенным моментом О. д. является торможение координаций, мешающих
выполнению формирующегося движения. О. д. у животных происходит путем выработки
специализированных инструментальных рефлексов, где получение подкрепления
обусловливается выполнением определенной реакции. Можно выделить три стадии О.
д.— 1) возникновения ассоциации; 2) формирования новой координации и 3)
автоматизации, или образования двигательного навыка. Нейрофизиологические
механизмы О. д., по современным представлениям, связаны с формированием плана и
программы движения в ассоциативных областях коры и их реализацией через
мозжечок и (или) базальные ганглии и сенсомоторную кору. Последняя через
пирамидный тракт обеспечивает торможение координаций, затрудняющих
осуществление нового движения.