ОБЪЕКТ
(лат. objectum
предмет) — материальное или
идеальное явление, ставшее предметом познавательной деятельности субъекта.
О.
не тождественен понятию «объективная реальность» (материя). О.
познания у
физиолога могут быть как органы чувств (материальный О.), так и психическое как
идеальное отражение объективной реальности (ощущения, представления, цели,
мотивации человека). О. — часть объективной реальности, ставшей предметом
познания; О. всегда предполагает субъекта, осуществляющего познавательную
(экспериментальную или эмпирическую и теоретическую) деятельность.
О. дан уже в
ощущениях субъекта, но здесь он выступает в непроанализированном виде.
Адекватное воспроизведение О. в мышлении предполагает преобразование и
идеальное воссоздание О. по определенным законам логических операций,
своеобразное духовное воспроизведение О. Истинность этого духовного
воспроизведения О. постоянно проверяется опытом (экспериментом).
Движение
познания от эмпирически освоенного О. (протокольный материал эксперимента) к
его идеальному воссозданию в виде понятий (научный факт, гипотеза, теория) не
означает отход от О., а выступает как движение к более глубокому познанию О.
—
от явления — к сущности и закономерности. Цель познания О. и заключается в том,
чтобы раскрыть его сущностные (закономерные) связи и отношения.
Этот процесс
всегда связан с образованием идеальных О., мысленных познавательных
конструкций, являющихся результатом познавательных идеализаций.
Идеальным О.
является и мысленный эксперимент. Сущность вещей, их закономерные связи и
отношения, присущие О., не являются наглядными, а представляются
«мысленно-созерцаемыми» О. Физиолог должен уметь «видеть» О. не только глазами,
но и умом. Характер идеализированных О. зависит от степени научного знания и
эрудиции физиолога, способности создавать абстрактный (идеализированный) О.
Таким образом, идеализированными (теоретически обобщенными) О.
являются
«научный факт», «научная гипотеза», «научная теория».
Марксистско-ленинская теория познания
противостоит как тем философским теориям, которые утверждают, что познаваемый
О. непосредственно дан субъекту и что деятельность последнего с «данностью»
всегда есть отход от
О. (созерцательный материализм, позитивизм, феноменология), так и тем
концепциям, которые считают О. результатом объективизации внутренней сущности
познающего субъекта (кантианство, физиологический идеализм, прагматизм).
Процесс познания есть диалектика взаимодействия О. и субъекта, в процессе
которой О. как познается, так и преобразуется.