ОТРАЖЕНИЕ
—всеобщее свойство материи, которое
выражается в способности материальных тел посредством собственных изменений
воспроизводить особенности взаимодействующих с ними тел. Отражающая система воспроизводит
с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и
отношения других (отражаемых) объектов.
В.
И. Ленин писал: «...логично предположить, что вся материя обладает свойством,
по существу родственным с ощущением, свойством отражения...» (Поли.
собр. соч.,
т. 18, с. 91). Велик вклад В. И. Ленина в разработку теории О., и поэтому она
законно называется ленинской теорией О. Теория О. противостоит различным
субъективно- и объективно-идеалистическим взглядам на сознание и служит методологической
основой научного исследования психофизиологической проблемы.
Характер О. зависит от уровня организации
отражающей материи. Поэтому О. качественно различно в физических системах, в
химических и биологических процессах, в социальном мире. О. — взаимодействие
различных материальных систем, качество которого зависит от специфики
отражающей системы и объекта отражения. Первичной формой биологического О.
является раздражимость — возбуждение и ответная избирательная реакция
допсихического О., элементарный регуляторноприспособительный механизм живого.
Раздражимость и ее различные формы в процессе эволюции привели к появлению
чувствительности, первичной формой которой является ощущение.
Формирование
органов чувств и взаимной координации их действий привели к способности
восприятия — целостного отражения объекта. Ощущения и восприятия как первичные
формы психического О. служат базой развития более сложных форм, включающих как
сенсорные, так и умственные образы реальности, которые позволили живым системам
воспроизводить пространственно-временные и причинные связи, придав поведению
адаптивно-активный характер. На уровне человека О. становится социально
обусловленным системой человеческих потребностей. О. выступает как создание
образов не только чувственного, но логического мышления (понятия, суждения,
умозаключения, гипотезы, теории), а также различных форм творческой фантазии,
художественных образов, получивших воплощение в продуктах материальной и
духовной культуры (идеальные объекты). Решающее значение в специфике
человеческого О. сыграл труд. В процессе трудовой деятельности возник язык
(знаковые идеальные системы), мышление, т. е. способность оперировать
идеально-знаковыми системами о предметах, не вступая с ними в непосредственное
О. В этом и состоит основная особенность и активность человеческого О.
Активность человеческого О. проявляется в постановке цели, в научном
предвидении, в активном преобразовании мира.
В.
И. Ленин подчеркивал творческую активность человеческого сознания (высшая форма
О.): «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его»
(Поли. собр. соч., т. 29, с. 194). Только на основе адекватного О.
объективного
мира возможна творческая активность человека, практически преобразующего мир.
Теория О. — методологическая основа ленинской теории познания, исходящая из
признания внешнего мира и воспроизведения его в человеческом сознании.'
Ленинская теория О. является философской основой для критики различных
идеалистических и метафизических концепций в естествознании и медицине.