Энциклопедии, словари, справочники
 Энциклопедии, словари, справочники (поиск)   /   Словарь физиологических терминов  Читатели спрашивают 
 

ПСИХИКА (греч. psychikos душевный) —системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом духовной картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Ленинская теория отражения является методологической основой исследования П. Системность П. связана с тем, что в ней упорядочены события прошлого (память), настоящего (переживаемость, самосознание) и будущего (целеполагание, побуждения, грезы, замысел). У человека П. существует как система осознанных и неосознанных психических процессов и состояний. Психический процесс — механизм формирования и развития П., порождающий психические состояния (образы, понятия, чувства, побуждения), которые детерминируются различными потребностями человека, а также экстремальными ситуациями (на войне, на соревнованиях, на экзаменах, в критических ситуациях при освоении космоса, океана). В патопсихологии исследуются навязчивые психические состояния.

Понимание П. как отражения позволяет научно решить психофизиологическую проблему, преодолевая как идеализм, отрывающий П. как свойство и функцию мозга от самого нервного субстрата, так и вульгарный материализм, сводящий П. к особой «субстанции», к физиологии. Раскрытие природы психического отражения исключает взгляд на П. как чисто духовные процессы, не связанные с работой мозга. Возникая на определенной ступени биологической эволюции, П. является сама фактором и необходимым условием развития жизни. Изменяясь и усложняясь, П. у человека приобретает высшую форму отражения —- форму сознания, возникшую в условиях трудового процесса людей. Отражение среды, ориентация в этой среде, контакт с ее элементами и удовлетворение потребностей — главные функции психического отражения. П. рефлекторна по своим механизмам. Рефлекторность П. означает первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения в П., закономерный переход воспринимающих компонентов системы в исполнительные, целесообразность двигательных эффектов и их обратная афферентация. П. как системное качество изучается на многих уровнях: молекулярном (биохимическом и биофизическом), нейронном, на уровне определенных мозговых структур, на уровне мозга как целостной системы, на уровне социальных отношений людей (формы общественного сознания). С переходом к человеку П. приобретает качественно новые свойства и новую психическую структуру (личности), обусловленную общественно-историческими закономерностями. Психический мир личности — сложная система высших проявлений П. человека. Изучение П. человека составляет объект и предмет психологии как науки.


^ЗГЛ: ПСИХИКА