РАНГОВЫЕ КРИТЕРИИ
— общее
название всех статистических критериев, основанных не на самих значениях
изучаемых признаков, а на их рангах. Особенностью Р. к. является то, что для их
использования нет необходимости знать количественные значения признаков, а
достаточно знать порядок их следования друг за другом в общем вариационном
ряду. Это особо важно при регистрации качественной степени выраженности
признаков (напр., более способный, более активный, лучше сформировавшийся и т.
д.). Наиболее часто используются следующие Р. к.: для сравнения двух независимых
выборок — U-критерий
Манна—Уитни или двухвыборочный критерий Колмогорова—Смирнова, для сравнения
двух связанных выборок (т. е. таких, что каждому элементу одной выборки можно
сопоставить один и только один элемент второй, как, напр., два результата
наблюдений одного и того же объекта — до и после воздействия) — Т-критерий
Вилкоксона, для сравнения нескольких независимых выборок — Н-критерий
Краскела—Валлиса или критерий хиквадрат, при определении степени связи двух
показателей — ранговые коэффициенты корреляции Спирмана и Кэндела.
Применение
Р. к. в биологических исследованиях часто приводит к легче интерпретируемым
результатам, поскольку Р. к. не требуют точного знания вида функции
распределения исходных наблюдений, малочувствительны к изолированным
артефактным значениям, не требуют соблюдения редко выполняющегося на практике
условия линейности связи между величинами. В то же время т. к.
они основаны на
учете порядка следования наблюдений друг за другом, то в тех случаях, когда в
определенном, относительно узком диапазоне значений сгруппировано большое число
наблюдений из сопоставимых выборок, имеющих примерно одну и ту же величину,
значения Р. к. могут оказаться более тесно связанными с полученным частным
видом последовательности исходных данных, чем традиционные критерии,
основывающиеся на оценках параметров распределения самих исходных значений.
В
силу этого при выборе метода исследования желательно заранее учесть достоинства
и недостатки обоих основных направлений применительно к данному конкретному
содержанию
изучаемой
задачи и ожидаемой форме группирования наблюдений.