РЕДУКЦИОНИЗМ
(лат. reduco, reducere проводить обратно, возвращать) —
естественно-научная методология (принцип), утверждающая необходимость и
возможность в процессах познания сведения (редукция) сложных интегративных
систем и явлений к более простым (элементарным) системам и явлениям (напр.,
сведение биологических явлений к физикохимическим). Р. в сочетании с другими
научными методами исследования, особенно с принципами диалектического
материализма, составляет фундамент научного исследования. Однако использование
изолированно, в отрыве от других методов познания, и сведение только к нему
естественно-научного метода познания превращает его в разновидность
механицизма. Увлечение в прошлом веке редукционистским подходом привело в
естествознании к забвению познания
закономерностей целого (см. Целлю- ляризм), что было восполнено
идеалистическими понятиями «жизненной силы» (витализм), «души» (А.
Галлер, И.
Мюллер, К. Бернар и др.). Диалектику «сводимости» более высоких форм к более
низким исследовал Ф. Энгельс в своей концепции форм движения материи.
Он
отмечал: «Мы, несомненно, «сведем»
когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим
движениям в мозгу; но разве этим исчерпывается сущность мышления?» (.
Маркс,
Ф. Энгельс. Соч., т. 20, с. 563). Диалектический материализм требует при
оценке принципа Р. увязывать его данные с закономерностями целостности.
К.
Маркс отмечал, что в процессе теоретического исследования образ целого «должен
постоянно витать перед нашим представлением как предпосылка» (К.
Маркс,
Ф. Энгельс. Соч., т. 46, ч. 1, с. 38). Р. не совпадает с аналитическим методом,
отличаясь от последнего тем, что не ограничивается поиском «элементарных»
процессов, а стремится объяснить их через закономерности целого.