ТЕОРИЯ
(греч theoria рассмотрение, исследование) — высшая
форма логического познания, обобщенного, сущностного отражения действительности
в мышлении человека. Т. в научном познании выполняет три основные функции:
обобщения, объяснения, предсказания. Т. — развитая форма организации научного
знания, дающая целостное представление о существенных, закономерных связях
определенной области действительности. Следует различать в Т.
ее объект и
предмет. Так, объектом Т. физиологии является биологическая жизнедеятельность
организмов, предметом Т. физиологии — закономерности объекта, т.
е.
закономерности биологической жизнедеятельности. По словам В. И.
Ленина, знание
в форме Т. — «теоретическое познание должно дать объект в его необходимости, в
его всесторонних отношениях...» (Поли. собр. соч., т. 29, с. 193).
Всякая Т.
имеет свою внутреннюю структуру, включающую в себя следующие элементы: 1)
историческое основание Т. — история выработки теоретических принципов, проблем,
внутренней логики развития науки; 2) эмпирическое основание Т.— совокупность
научных фактов, на которые опирается данная наука и строятся ее Т.; 3)
синтетическое основание Т. — обобщение научных фактов, синтез их вокруг
определенной интегративной идеи (напр., в физиологии — идеи гуморализма,
нервизма, целлюляризма, функциональной системы, гомеостаза, реактивности); 4)
формально-логическое основание Т. — совокупность понятий, суждений,
доказательств, законов логического мышления с целью обоснования существующей
или новой Т.; 5) философско-методологическое основание Т. — методологические,
мировоззренческие, социологические принципы, на которые опирается данная
теоретическая система знания (принципы объективности, всесторонности, развития,
детерминизма, системности, принципы единства исторического и логического,
единства анализа и синтеза, дедукции и индукции, конкретно-исторического
анализа, единства научности и партийности).
На эмпирическом уровне научного познания
в физиологии проводятся наблюдения, эксперименты (модельные), получаются
протокольные материалы, обобщение и статистическая обработка дает научные
факты. В числе научных фактов могут быть и такие, которые противоречат
существующей Т. Возникает противоречие между старой Т. и новыми научными
фактами — проблемная ситуация в науке, требующая разрешить противоречие между!,
и научными фактами. Переход от одной Т. к другой — закономерен.
Прежняя Т.
сохраняет свое значение, однако в более узких пределах (напр., концепция
кортикализма в рамках Т. нервизма). Центральную роль в формировании Т.
играет
лежащий в ее основе идеализированный объект — теоретическая модель объекта
науки (в физиологии — «организм↔Среда» → результат; норма —
переходное состояние — патология). Построение идеализированного объекта Т.
—
необходимый этап создания любой Т. Особую роль здесь играет «мысленный»
(логический) эксперимент. Идеализированным объектом в физиологии является
логическая модель «живой системы», закономерности жизнедеятельности, описанные
математически (если возможно такое описание), кибернетически, функционально
(методом «черного ящика») с помощью оператора.
Всякая Т. относительна и содержит в себе
лишь элементы абсолютного знания. Попытка представить любую Т.
как знание
«абсолютно достоверное», «законченное», как «вершину научного знания» порождает
в науке метафизические (не способные к развитию) и догматические воззрения, что
противоречит диалектико-матсриалистической методологии и марксистско-ленинской
Т. познания.