УМСТВЕННЫЙ ТРУД
— деятельность
человека по преобразованию сформированной в сознании концептуальной модели
действительности в виде формирования новых понятий, суждений, умозаключений, а
на их основе гипотез и теорий, результатом чего является создание научных и
духовных ценностей или решений, которые посредством управляющих воздействий на
орудия труда используются для удовлетворения общественных или личных
потребностей.
У. т. имеет различный характер и формы в
зависимости от вида концептуальной модели и целей, стоящих перед человеком (эти
условия определяют специфику У. т.) Неспецифическими особенностями У.
т.
являются прием и переработка информаций, операции сравнения полученной
информации с хранящейся в памяти человека информацией, ее преобразование,
определение наличия проблемной ситуации, определение путей разрешения проблемы
и формирование цели У. т. В зависимости от вида и способов преобразования
информации и выработки решения различают репродуктивные и продуктивные виды У.
т. При репродуктивном У. т. используются известные заранее преобразования с
фиксированными алгоритмами операций и действий (напр., счетные операции), при
продуктивных, творческих видах У. т. алгоритмы или вообще неизвестны, либо даны
в неясном виде. Процесс обнаружения проблемной ситуации и нахождения ее решения
называется мышлением.
Оценка человеком себя как субъекта У. т.,
мотивов деятельности, значимости цели и самого процесса труда обусловливает
эмоциональный компонент У. т. Эффективность У. т. определяется уровнем знаний и
возможностью их актуализации, способностями человека и его волевыми
характеристиками. При высокой напряженности У. т., особенно связанной с
дефицитом времени, могут возникать явления умственной блокады — временного
прекращения У. т.( предохраняющие функциональные системы ЦНС от
разобщения. Одним из важных показателей динамики У. т. являются особенности
проявления биоэлектрической активности ЦНС.
У.Т., ОСОБЕННОСТИ —заключаются в том, что в процессе У. т.
человек производит действия
и преобразования не с конкретными объектами или явлениями внешнего мира, а с
информацией о них, выраженной в абстрактной понятийной форме.
В процессе
переработки информации для облегчения ряда непродуктивных действий могут
использоваться машины различного рода, но их работа не заменяет основные
операции У. т., а лишь помогает их осуществлению, напр. вычислительные машины,
устройства записи промежуточных результатов. Исходным для У. т.
может быть
наблюдение за каким-либо объектом, воспроизведение некоторых явлений на
естественных или абстрактных моделях; в этих случаях понятия могут приобретать
наглядно-образную форму наравне с абстрактно-логической.
Основная форма У. т. —
мышление—характеризуется особенностями прохождения ряда этапов: осознание проблемной
ситуации и формулирование цели, накопление данных, формирование суждений и
индуктивных и дедуктивных умозаключений, принятие решения, проверка, критика и
контроль за реализацией решения.