ВИТАЛИЗМ
(лат. vitalis жизненный)
— идеалистическое учение о качественном отличии живой материи от неживой, о
принципиальной несводимости жизненных процессов к физико-химическим, о наличии
в живом особых «жизненных факторов» — идеальных интересов живого, сущность
которых непознаваема. В философском отношении В. близок к объективному
идеализму (Платон, Шеллинг, Бергсон). В физиологии В. противоположен механицизму
(см.), стремившемуся свести все явления жизни к физико-химическим (и даже
механическим) процессам. В.— это идеалистическая и агностическая реакция на
механицизм. В. справедливо подчеркивает «целостность живого», «целесообразность
живого», но трактует природу целостности и целесообразности с помощью
нематериальных, духовных, непознаваемых экспериментально факторов.
Основатель
современного неовитализма Г. Дриш (1867—1941) объяснял все физиологические и
морфологические процессы в живом «энтелехией» — «витальным фактором жизни», и
утверждал, что живым организмам присуща «целостно-финальная причинность», а
неживым системам — «материально-элементная причинность». В. в физиологии
смыкался с гештальтпсихологией, органицизмом и холизмом. Их сильная сторона —
критика механических взглядов на биологическую причинность, несводимость
причинности в физиологии к сумме физико-химических факторов. Ряд феноменов,
которые физиологический В. считал «энтелехнальными» (способность регулировать
нарушения целостности, самоусложнение пространственной организации, достижение
одного конечного результата разными путями), трактуются в современной
физиологии с позиций теории самоорганизации, опирающейся на достижения
современного эволюционного учения и теорию кибернетических систем.