ВОЗРАСТ
2 (син. возрастной период) — характеристика конкретной стадии
(периода) биологического и социально-психологического развития личности.
Выбор
критериев возрастных периодов зависит от многих факторов (биологических
особенностей организма, факторов социальной среды, уровня научных знаний и
др.), поэтому представление о возрастных периодах относительно.
В общих чертах
возрастные периоды — это те или иные сроки, необходимые для завершения
определенного этапа развития (морфологического, физиологического, психического
и др.). В развитии человека различают внутриутробный период (син.
пренатальный)
и внеутробный (син. постнатальный). Период внутриутробного развития делится на
стадии: эмбриональную (первые два лунных месяца — 8 недель) и плацентарную (с
3-го по 10-й лунный месяц). Внеутробное развитие человека включает ряд
периодов.
А. Возрастные периоды детей.
I.
НОВОРОЖДЕННОСТИ (до4 недель). Характеризуется несовершенством функциональных
отправлений, поэтому может иметь место физиологическая альбуминурия,
физиологическая переходная диспепсия и др. Отмечается высокая чувствительность
к патогенным штаммам кишечной палочки, гноеродной инфекции. Одновременно
наблюдается устойчивость к некоторым инфекционным заболеваниям за счет
пассивного иммунитета, полученного от матери.
II. ГРУДНОЙ, или младший ясельный (первый
год жизни). Длительность его определяется временем грудного вскармливания.
Характеризуется неустойчивостью функциональных отправлений, склонностью к
диффузным реакциям, септическим процессам, быстрой функциональной истощаемостью
ЦНС.
III. ПЕРИОД МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ (от 1 года до
6 лет) — 1) преддошкольный, или старший ясельный возраст (от 1 года до 3 лет);
2) дошкольный (от 3 до 6 лет). Период молочных зубов характеризуется
значительным развитием двигательных навыков, появлением речи, особенностями
психофизиологического развития, ослаблением пассивного иммунитета и повышением
склонности к детским инфекционным заболеваниям, выявляются различные формы
диатезов.
IV. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ (7—13 лет).
Выделяется предпубертатный период: мальчиков — 10—13 лет, девочек — 8—9 лет.
В
предпубертатный период заканчивается в основном созреванием всех элементов ЦНС
и многие органы достигают завершения своего развития.
V. ПЕРИОД ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ (син.
старший школьный, подростковый, пубертатный — pubertas возмужалость)
у мальчиков — с 13 до 18 лет, девочек — с 12 до 16 лет. Характеризуется
ускоренным ростом и достижением полового созревания; заканчивается развитием
всех систем организма, могут наблюдаться функциональная гормональная
дисгармония, нейровегетативная дистония (юношеское сердце), неустойчивость
психического состояния и др. Возрастная дисгармония в развитии некоторых систем
может привести к патологическим изменениям (ювенильная гипертония, ювенильные
язвы, сколиозы и др.).
Б. Возрастные периоды взрослого человека.
В. ЮНОШЕСКИЙ (juventus): мужчины — 17—21 год, женщины — 16—20 лет.
Характеризуется
замедлением роста.
В. ЗРЕЛЫЙ (maturitas): у мужчин — 21—60 лет, у женщин — 20—55 лет.
Первый период
(у мужчин — от 21 до 35 лет, у женщин — от 20 до 35 лет) характеризуется
прекращением роста и устойчивостью функциональных отправлений, достигающих
оптимального развития. Второй период (у мужчин — от 35 до 60 лет, у женщин — от
35 до 55 лет) характеризуется постепенным появлением первых признаков
клинических заболеваний, присущих более старшему В.
В. ПОЖИЛОЙ (praesenium): у мужчин — от 60 до 75 лет, у женщин — от 55 до 75 лет,
характеризуется нарастанием признаков старения, появлением заболеваний,
свойственных этому В. (атеросклероз, гипертоническая болезнь и др.).
В. СТАРЧЕСКИЙ (senectus): у мужчин и женщин — после 75 лет.
Люди в В. более 90 лет
относятся у группе долгожителей.