Энциклопедии, словари, справочники
 Энциклопедии, словари, справочники (поиск)   /   Словарь физиологических терминов  Читатели спрашивают 
 

ВОЗРАСТ 2 (син. возрастной период) — характеристика конкретной стадии (периода) биологического и социально-психологического развития личности. Выбор критериев возрастных периодов зависит от многих факторов (биологических особенностей организма, факторов социальной среды, уровня научных знаний и др.), поэтому представление о возрастных периодах относительно. В общих чертах возрастные периоды — это те или иные сроки, необходимые для завершения определенного этапа развития (морфологического, физиологического, психического и др.). В развитии человека различают внутриутробный период (син. пренатальный) и внеутробный (син. постнатальный). Период внутриутробного развития делится на стадии: эмбриональную (первые два лунных месяца — 8 недель) и плацентарную (с 3-го по 10-й лунный месяц). Внеутробное развитие человека включает ряд периодов.

А. Возрастные периоды детей.

I. НОВОРОЖДЕННОСТИ (до4 недель). Характеризуется несовершенством функциональных отправлений, поэтому может иметь место физиологическая альбуминурия, физиологическая переходная диспепсия и др. Отмечается высокая чувствительность к патогенным штаммам кишечной палочки, гноеродной инфекции. Одновременно наблюдается устойчивость к некоторым инфекционным заболеваниям за счет пассивного иммунитета, полученного от матери.

II. ГРУДНОЙ, или младший ясельный (первый год жизни). Длительность его определяется временем грудного вскармливания. Характеризуется неустойчивостью функциональных отправлений, склонностью к диффузным реакциям, септическим процессам, быстрой функциональной истощаемостью ЦНС.

III. ПЕРИОД МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ (от 1 года до 6 лет) — 1) преддошкольный, или старший ясельный возраст (от 1 года до 3 лет); 2) дошкольный (от 3 до 6 лет). Период молочных зубов характеризуется значительным развитием двигательных навыков, появлением речи, особенностями психофизиологического развития, ослаблением пассивного иммунитета и повышением склонности к детским инфекционным заболеваниям, выявляются различные формы диатезов.

IV. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ (7—13 лет). Выделяется предпубертатный период: мальчиков — 10—13 лет, девочек — 8—9 лет. В предпубертатный период заканчивается в основном созреванием всех элементов ЦНС и многие органы достигают завершения своего развития.

V. ПЕРИОД ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ (син. старший школьный, подростковый, пубертатный — pubertas возмужалость) у мальчиков — с 13 до 18 лет, девочек — с 12 до 16 лет. Характеризуется ускоренным ростом и достижением полового созревания; заканчивается развитием всех систем организма, могут наблюдаться функциональная гормональная дисгармония, нейровегетативная дистония (юношеское сердце), неустойчивость психического состояния и др. Возрастная дисгармония в развитии некоторых систем может привести к патологическим изменениям (ювенильная гипертония, ювенильные язвы, сколиозы и др.).

Б. Возрастные периоды взрослого человека.

В. ЮНОШЕСКИЙ (juventus): мужчины — 17—21 год, женщины — 16—20 лет. Характеризуется замедлением роста.

В. ЗРЕЛЫЙ (maturitas): у мужчин — 21—60 лет, у женщин — 20—55 лет. Первый период (у мужчин — от 21 до 35 лет, у женщин — от 20 до 35 лет) характеризуется прекращением роста и устойчивостью функциональных отправлений, достигающих оптимального развития. Второй период (у мужчин — от 35 до 60 лет, у женщин — от 35 до 55 лет) характеризуется постепенным появлением первых признаков клинических заболеваний, присущих более старшему В.

В. ПОЖИЛОЙ (praesenium): у мужчин — от 60 до 75 лет, у женщин — от 55 до 75 лет, характеризуется нарастанием признаков старения, появлением заболеваний, свойственных этому В. (атеросклероз, гипертоническая болезнь и др.).

В. СТАРЧЕСКИЙ (senectus): у мужчин и женщин — после 75 лет. Люди в В. более 90 лет относятся у группе долгожителей.


^ЗГЛ: ВОЗРАСТ