Энциклопедии, словари, справочники
 Энциклопедии, словари, справочники (поиск)   /   Словарь физиологических терминов  Читатели спрашивают 
 

ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ — высшие психические функции отражают интегративную деятельность мозга. К В. п. ф. относят ощущение, восприятие, представление, внимание, память, мышление и др. Развитие их обусловлено не только морфофункциональными особенностями головного мозга, но и социальными условиями. Формирование физиологических механизмов, лежащих в их основе, связано с созреванием различных отделов коры больших полушарий. В первый год жизни ребенка появляются условные рефлексы (вегетативные, двигательные, речедвигательнне) и далее до 4 лет идет быстрое развитие речевых функций, что указывает на формирование В. п. ф. (обобщения, абстракции), хотя к 4—6 годам повышается наклонность к развитию охранительного торможения, наблюдается неустойчивость условных рефлексов. Это связано с большой умственной нагрузкой детей при незрелости структурно-функциональных особенностей мозга. Тем не менее это период бурного развития аналитико-синтетической деятельности. У 7—9-летних детей отмечается значительное развитие функций обобщения и абстракции. В 10—17 лет В. п. ф. достигают уровня развития, свойственного взрослому человеку, хотя в период полового созревания (13—15 лет) имеет место некоторое замедление их развития. В пожилом возрасте отмечается постепенное ослабление В. п. ф. — ослабляется память на текущие события, нарушается внутреннее торможение и др., что выражается в эмоциональной неустойчивости, снижении работоспособности и др. В старческом возрасте повышается способность к развитию запредельного торможения, нарушается соотношение между раздражительным и тормозным процессами, при слабости первых и недостаточности вторых; В. п. ф. постепенно угасают.


^ЗГЛ: ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ