СТАТИСТИЧЕСКИЕ ГРУППИРОВКИ
−метод обработки данных статистич.
наблюдений, заключающийся в расчленении
изучаемых совокупностей на качественно однородные группы по одному или неск.
признакам. Каждая совокупность характеризуется мн. признаками.
При С. г.
выбирают наиб. существенные из них; неудачный выбор признака может привести к
неправильным выводам. Всё [Все] многообразие признаков можно свести к 2 осн.
видам:
количеств. (напр., урожайность) и качеств. (профессия, форма собственности на
средства произ-ва и т. д.). С помощью С. г. изучают типы явлений, структуру и
структурные сдвиги, взаимосвязи и взаимозависимости явлений. В соответствии с
задачами исследования группировки делятся на типологические (напр., С.
г. х-в
по специализации) и аналитические (напр., С. г. х-в р-на по кол-ву внесённых [внесенных] на
1 га пашни удобрений для анализа влияния удобрения на урожайность).
С. г. могут
быть простыми (построенными по одному признаку) и комбинационными (по двум и
более признакам). По используемым данным различают С. г. первичные (построенные
на основе группировки первичных материалов наблюдения) и вторичные (на основе
перегруппировки ранее сгруппир. материалов). С.-х. предприятия группируют по
формам собственности, производств. типу, уровню интенсивности, урожайности
с.-х. культур, продуктивности ж-ных и др. признакам. С. г. применяются в
экономич. работе, опытном деле и др.