ТЯГОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ
с.-х. машин
(орудий) − сопротивление, к-рое возникает при их передвижении.
Различают
Т. с. рабочее и холостое. Рабочее Т. с. – сопротивление, к-рое оказывает машина
при передвижении её [ее] в рабочем (включённом [включенном]) состоянии; холостое Т.
с. –
сопротивление передвижению машины в транспортном положении (значение его
зависит от массы машины, типа и конструкции ходовой системы и условий
движения). Экспериментально Т. с. определяется динамометрированием.
Для комплектования
тракторных агрегатов наиб. значение имеет рабочее Т. с., соотношение к-рого с
тяговыми возможностями трактора определяет число машин в агрегате.
На величину
рабочего Т. с. машин осн. влияние оказывает технол. процесс, выполняемый
машиной (подрезание и оборачивание пласта, рыхление почвы и т.
п.), конструкция
машины (ширина захвата, тип, форма и число рабочих органов, ходовая система,
масса машины), условия работы (густота стеблестоя, влажность почвы, рельеф и
др.), а также эксплуатац. режим машины (скорость движения, глубина обработки,
технич. состояние). Т. с. машин в процессе работы не остаётся [остается] постоянным и изменяется
в зависимости от гранулометрич. состава почвы, рельефа и неравномерности работы
двигателя и движителей.