Маркетинг (marketing) -
это прогнозирование спроса на товары, продукцию и услуги, управление этим
спросом и удовлетворение его для всех категорий потребителей - от целых
регионов и стран до конкретных организаций (в том числе и общественных), фирм,
семей, лиц. Маркетинг охватывает ряд функций:
1.
Исследования рынка сбыта продукции:
- определение
объема и структуры рынка (характеристика потребителей);
- определение
удельного веса товаров основных конкурентов в общем объеме сбыта на данном
рынке;
- изучение
спроса на продукцию среди различных групп потребителей.
2. Совершенствование выпускаемой
продукции:
- разработка
ассортимента производимых товаров (услуг);
- адаптация
характеристик изделий, эксплуатационных качеств и технического обслуживания к
потребностям покупателя, путем их совершенствования и разработки новой
продукции;
- проведение
испытаний новой (усовершенствованной) продукции с помощью потенциальных
потребителей.
3. Выбор и
распределение каналов сбыта:
- сбыт товаров
через торговораспределительную сеть;
- организация
торговой отчетности;
- анализ сбыта;
- связь со
сбытовыми организациями.
4. Ценообразование:
- определение
платежеспособности основных групп потребителей;
- оптимизация
цен на производимые товары и услуги.
5. Реклама и
стимулирование сбыта:
- разработка
рекламных материалов;
- реклама среди
конечных или промежуточных потребителей с использованием всех средств массовой
информации. Другой сходной «классификацией» функций маркетинга является часто
упоминаемая в литературе концепция четырех «р» (product - продукт, price -
цена, promotion - стимулирование спроса, place -
место в товарораспределительной сети). Содержание функций маркетинга меняется в
зависимости от вида продукции и особенностей рынка сбыта. Каждая фирма
разрабатывает собственную систему маркетинга, определяет направленность и
значимость тех или иных функций.