Домашний очаг
Зима - время крестьянских праздников

Рождество и святки

До первой звезды

Зима на Руси исстари была самым веселым временем года. Праздники начинались с Рождества. К нему готовились заранее. Еще летом мариновали и солили грибы, заготавливали клюкву, морошку и бруснику, За неделю до праздника закалывали свинью или покупали мороженую свиную тушу. Дом вычищался и отмывался до блеска. Заранее пекли пироги и специальные рождественские пряники. Празднику Рождества предшествует долгий пост, последний день которого называется Рождественским сочельником. Если кто-то и нарушал основной пост, ссылаясь на пословицу “пост - не мост можно и объехать”, то в этот день даже самые невоздержанные чревоугодники за стол садились только с появлением на небе первой звезды, символа звезды вифлеемской. Обычно с радостными криками вбегали в дом дети, сообщая об ее появлении, но иногда на улицу выходили всей семьей. Если день был пасмурный, просто дожидались темноты и после торжественной молитвы садились за стол. Но “богатое” угощение было еще спрятано. Ужинали “голодной кутьёй” или “сочивом”, - кашей из пшеничного, ячменного или другого зерна, распаренного на воде. Отсюда и название – “сочельник”.

Милости просим к столу

Только придя домой после торжественного богослужения, выставляли на стол рождественское угощение. Тут были свои традиции. На столе полагалось иметь 13 блюд, салаты, рыбные закуски, красный борщ, пироги, рулеты, пряники. Количество едоков должно было быть четным. Если их было нечетное число, ставили лишний прибор. Все должны были попробовать каждое блюдо, основным из которых была теперь уже “богатая кутья”, приготовленная со сливками, медом, пряностями, изюмом и миндалем. Кутью запивали “взваром”. Взвары - напитки наподобие сладких густых компотов и киселей, их готовили из сушеных фруктов и ягод. Иногда в них добавляли квас, пиво или вино, а иногда рис или лапшу. В эту ночь распахивали настежь дверь и приглашали к столу любого путника, шедшего мимо, даже если это был бездомный бродяга. Считалось, что в его образе может появиться сам Христос. Настоящий, праздничный стол, уже не признающий никаких ограничений, накрывали только на следующий день. На него выставлялось множество мясных блюд, главным из которых была свинина. Мясо запекали в печи большими кусками и затем нарезали. Большую рыбу, осетровых и лососевых, запекали целиком и подавали на большом блюде, Мясо и рыбу почти никогда не жарили, а пекли, отваривали или тушили. Мелко нарезанное мясо, домашнюю птицу или дичь часто варили вместе с лапшой или различными крупами, эти блюда так и назывались “мясо в лапше” или “курица в рисе".

Ни один праздничный стол на Руси не обходился без пирогов. Их начиняли грибами, кашами, овощами, мясом, луком, рыбой, картофелем, даже солеными огурцами. Сладкие пироги пекли с маком, яблоками, ягодами, творогом и с лесными травами - мятой, щавелем и заячьей капустой.

Суженый-ряженый, покажись!

Праздник Рождества Христова стал отмечаться на Руси с Х в., после введения христианства. Но тяжело отказываться от своих традиций. Многие языческие обычаи и обряды древних славян: веселые хождения ряженых по домам, богатые застолья, гадания, колядование - все это естественным образом слилось с рождественскими праздниками, а за тем и с празднованием Нового года. Время от Рождества до Крещения называлось - “святки”.

Считалось, что в святочные ночи всякая нечистая сила специально появляется, чтобы запугивать православных. Мертвецы, привидения, лешие, злые духи так и снуют по темным улицам, подстерегая очередную жертву. А тут очень кстати никто в эти ночи не спит. Девушки, озабоченные своей судьбой все ночи напролет гадают. То льют на воду растопленный воск, то бросят за ворота башмачок и смотрят, куда направлен его носок - в ту сторону и замуж отдадут. А то заберутся со свечкой и зеркалом в пустую баню, где никто им не помешает увидеть суженого, а там как раз самое опасное место, могут напасть лохматые “святочницы”. У молодых людей тоже ни минуты свободной: постараться так нарядиться, чтоб уж точно приняли за лешего, а то и исхитриться в баньке спрятаться, куда девушки гадать придут.

В городах в это время устраивали маскарады, на которые ходили тоже не без опаски. Вдруг из под маски невинной красавицы покажется звериный оскал какой-нибудь ведьмы или извозчик, сверкнув пустыми глазницами, отвезет, вместо бала, на кладбище? Много жутких рассказов передавали друг другу в святочные ночи, и впечатление они производили посильнее американских фильмов ужасов.

Мороз - празднику не помеха!

Днем со звездой на шесте ходили по домам, объединившись небольшими группами, и пели “колядки” - короткие рождественские и новогодние песенки. Сначала трепетными голосами запевали дети, затем подхватывали взрослые: “Я маленький хлопчик, принесу Богу снопчик, Христа величаю, а вас с праздником поздравляю!”. В благодарность за эти искренние и трогательные пожелания прослезившиеся хозяева дома одаривали “исполнителей” специально приготовленными пряниками, пирогами или прочей снедью которая так и называлась “коляда” То-то было раздолье для нищих и убогих.

В Петербурге во время святок весь народ высыпал на Неву. Здесь строились ледяные горы, деревянные каркасы которых поднимались на высоту 15-20 м. Скаты гор, имевшие волнистый профиль, обкладывали ледяными плитами и заливали водой. Большие нарядные сани поднимались наверх с помощью канатов. В них садились целыми семьями. В этом развлечении с одинаковым удовольствием участвовали и простонародье и придворные дамы и кавалеры. Особой популярностью эти забавы пользовались при императрице Анне, которая и сама любила насладиться захватывающим дух спуском. По вечерам горы освещались фонарями, и забава продолжалась всю ночь. Представители северных народностей, в национальных костюмах, за не большую плату катали желающих на санках, запряженных северными оленями. Тут же, на льду, устраивались большие скачки. По кругу мчались наездники на санях, запряженных лошадьми. Победителей награждали призами.

Василий Щедрый, или Новый год

В самый разгар святочных увеселений праздновали Новый год. Новогодний вечер называли Васильевым, в честь святого Василия Кесарийского. Его же называли Василием Щедрым, потому, видимо, что ни один праздничный стол по обилию угощений не мог сравниться с новогодним столом. По народному поверью “как встретишь год, так его и проведешь”, и уж тут прилагались все усилия, чтобы перещеголять соседей. В отличие от Рождества, которое считалось семейным праздником, на новогодний ужин приглашали гостей. На стол подавалась “богатая” кутья, для приготовления которой не жалели орехов, кураги, изюма и самых густых сливок. Блины, закуски, домашняя колбаса, фаршированная птица, заливная рыба и куропатки, пироги - чего только не было на “щедром” столе. Но главным угощением был целиком зажаренный поросенок. По старинным преданиям, в этот день верхом на поросенке въезжал на землю языческий бог Овсень. Но поросенка на столе в народе все-таки прозвали “кесаретским”. Если рядовой обыватель устраивал в этот день особо обильное застолье, то и вообразить трудно, каким был царский стол... Повара изощрялись в приготовлении изысканных блюд. Однажды к новогоднему столу Екатерины II было подано кушанье, изумившее не привыкший удивляться императорский двор. Это был поросенок, фарширован он был фазаном, а тот – куропаткой, внутри которой находился жаворонок, в свою очередь набитый маслинами, а в них вместо косточек были анчоусы.

Милые обычаи старины

Теперь, после введения григорианского календаря святки у нас приходятся на период с 7 по 19 января, и Новый год “выпал” из святочной обоймы. Без него святки - не святки. Поэтому наши находчивые соотечественники обязательно встречают 13 января Старый Новый год. И обычаи соблюдены и в доме еще один праздник!

“Кулинар”, 1998, N 1, стр.6-7. Шифр: П 3238