^ШХР: П 26929 2014 20(2)
^АВТ: Bojnec S.; Kvasha S.; Oliynyk O.
^ЗГЛ: Agricultural financial systems in Slovenia and Ukraine
[Сравнение финансовых систем в сельском хозяйстве Словении
и Украины]
^ВЫХ: Bulg.J.agr.Sc., 2014; Vol.20,N 2. - P. 458-468
^ДАТ: 2014
^ПРМ: Bibliogr.:p.467-468
+Реферат:
^РЕФ: Сравнивали структуру фермерских хозяйств (ФХ), меры
государственной поддержки сельского хозяйства и системы
финансовых взаимоотношений фермеров с др. экономическими
институциями в Словении и Украине. В Украине значительно
больше крупных с.-х. предприятий (СХП), однако размер семейных
ФХ близок к размеру ФХ в Словении. Юридическим лицам в Украине
принадлежит >60% с.-х. угодий (СХУ). Площадь СХУ,
принадлежащих семейным ФХ, увеличилась в 2006- 2011 гг. с 37,4
до 38,5%, доля СХП площадью СХУ >10000 га - с 3,3 до 13,4%.
Финансовая задолженность СХП выросла в 2000-2011 гг. с 27 до
45%, что объясняется как внедрением программ субсидирования
для возмещения части процентных ставок, так и увеличением доли
крупных СХП. В основном СХП прибыльны благодаря вертикальной
интеграции своей структуры и внедрению новых технологий. По
сравнению с 2000 г. объем заимствований в сопоставимых ценах
увеличился в 36 раз и составил в 2011 г. 25,2 млрд. гривен. В
общем кредитном портфеле банков доля кредитов, выделенных на
нужды сельского хозяйства, лесного хозяйства и охотоводства,
находилась в диапазоне от 3,7 до 7,8%. Финансовая поддержка
сельского хозяйства в размере 34 млрд. гривен не удовлетворяет
его нужды, оцениваемые в 96 млрд. гривен. Около 35% ФХ имеют
низкие платежеспособность, экономические показатели,
финансовую устойчивость и прибыль, плохое управление. В
Словении преобладают мелкие семейные ФХ (средняя площадь СХУ -
6,4 га), насчитывается только около 100 ФХ с площадью СХУ >100
га. В отличие от Украины ФХ в Словении для производства в
основном используются собственные средства. Доля задолженности
в общем объеме производства ФХ в Словении была гораздо ниже,
чем в Украине, в 2004-2005 гг. она снизилась с 75,6 до 29,7%,
а к 2010 г. стабилизировалась на уровне 16,8%, в основном
благодаря прямым субсидиям ЕС. Показатель оценки поддержки
производителей, определяемый как доля поддержки фермера в его
валовом доходе, для Украины был ниже, чем в ЕС, и тогда как в
ЕС этот показатель постоянно снижался (с 33 до 20% в 2004-2010
гг.), в Украине он колебался с тенденцией увеличения почти до
уровня ЕС. Государство выделяло 70% субсидий на производство
продукции (в основном продукции животноводства) и на
капитальные вложения в 2007-2010 гг. в основном в форме
регулирования НДС. Субсидии в сельское хозяйство Словении
всегда были относительно высоки, а международная
конкурентоспособность низка. До вступления страны в ЕС
осуществлялась поддержка рыночных цен на уровне стран ЕС. С
2004 г. Словения стала получать субсидии из фондов ЕС, в т.ч.
при софинансировании государства. Поддержка по программам
Общей аграрной политики росла до 2009 г., а затем стала
снижаться. Поддержка рыночных цен практически прекратилась в
2007 г., а субсидии в зависимости от объема производства были
заменены прямыми субсидиями. Ил. 4. Табл. 7. Библ. 48.
^TRN: 1457562
^ВИД: Статья из журнала
^ЯЗК: Английский
+Индексирование:
^РУБ: 68_75_45
^УДК: 631.16(497.12+477)
^ТЕР: СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО (Agriculture). ФИНАНСЫ (Finance).
ФИНАНСИРОВАНИЕ (Financing). ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА (Financial policies). ФИНАНСОВЫЕ
РЕСУРСЫ [ДЕНЕЖНЫЕ РЕСУРСЫ]. СЛОВЕНИЯ (Slovenia). УКРАИНА
(Ukraine) [РЕСПУБЛИКА УКРАИНА].
^РТЗ: БАЛКАНЫ (Balkans). ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА (Eastern Europe).
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА. ЕВРАЗИЯ (Eurasia). ЕВРОПА
(Europe). ПОЛИТИКА (Policies; politics). РЕСУРСЫ. СНГ
[СОЮЗ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ]. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ПОЛИТИКА. СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ [СТРАНЫ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ].
СТРАНЫ ЕС. СТРАНЫ МИРА. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ПОЛИТИКА (Economic policies). ЮЖНАЯ ЕВРОПА (Southern
Europe).