4 апреля 2019 года, в зале Ученого Совета ФГБНУ ЦНСХБ, состоялся экспертный круглый стол по вопросам аграрной политики и применения наименований мест происхождения с-х товаров (географических указаний) на национальном и международном уровне и представление публикации ФАО Обзор текущего положения дел в правовой, институциональной сфере и системе географических указаний в Армении, Грузии, Кыргызстане, Республике Молдова и Российской Федерации.
Закрепление связи между сельхозпроизводителями, территорией и произведенной продукцией посредством присвоения сельскохозяйственному продукту указания на место его происхождения (т.н. географического указания (ГУ) можно рассматривать в качестве одного из подходов к повышению устойчивости развития сельских территорий. Сегодня эти связи между продуктами, традициями производства, территорией и сельскими жителями не только представляют собой наследие, которое можно сохранить благодаря применению ГУ, но и сами по себе приобретают все большую рыночную ценность за счет растущей заинтересованности потребителей.
В 2017 году ФАО организовала Первое региональное совещание по географическим указаниям для Европы и Центральной Азии (Будапешт, 11-13 декабря 2017 года). Целью совещания был обмен опытом и расширениетехнических компетенций сотрудников министерств и других ведомств, отвечающих за сельское хозяйство и интеллектуальную собственность в данной технической области. На совещании были представлены обзоры существующих правовых и институциональных рамок для продуктов с географическими указаниями в Албании, Армении, Грузии, Кыргызстане, Республике Молдова и Российской Федерации, а также опыт продвижения географических указаний в странах ЕС на примере Венгрии, Польши и Хорватии.
В рамках круглого стола обсуждалось текущее положение дел в Российской Федерации и в целом, регионе Европа и Центральная Азия.
Основным докладчиком выступил Дмитрий Звягинцев (Презентация), специалист по вопросам аграрной политики Регионального офиса ФАО по Европе и Центральной Азии.
Содокладчиками выступили представители Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) (Презентация) и Национального союза экспортеров продовольствия (НСЭП) (Презентация).
В обсуждении приняли участие представители индустрии, российские аналитики и практики.
Программы географических указаний (ГУ) помогают защитить пищевые продукты, характерные
для конкретной местности. Особая роль в содействии устойчивому развитию сельских районов,
повышении доходов фермерских хозяйств и расширении экспортных возможностей может
быть отведена специальной маркировке некоторых продуктов питания с указанием места их
происхождения. Обычно к числу такой продукции относятся молочные продукты (например,
сыр), мясо (ветчина) и напитки.
ФАО организовала круглый стол для экспертов по теме ГУ на основе анализа и рекомендаций,
содержащихся в докладе ФАО «Обзор текущего положения дел в правовой,
институциональной сфере и системе географических указаний в Армении, Грузии, Кыргызстане,
Республике Молдова и Российской Федерации».
Это мероприятие московский офис ФАО провел в рамках усилий ФАО по улучшению
агропродовольственной торговли и рыночной интеграции в масштабах региона.
«На основе рассмотренных примеров ФАО рекомендует ответственным структурам проявлять
инициативу, создавать или совершенствовать национальную систему программ географических
указаний», – отметил специалист ФАО по вопросам аграрной политики Дмитрий Звягинцев.
«Соответствующие меры должны включать в себя разработку национального плана действий с
четкими и прозрачными руководящими принципами, упрощение процедур и сокращение
затрат фермеров и производителей».
Если такой план будет успешно реализован с использованием консолидированных
правоприменительных механизмов, маркировка продукции с указанием региона
происхождения может служить свидетельством качества продукта для потребителей,
средством расширения известности товара и повышения доходов фермеров.
Для достижения успеха нужна также гибкость со стороны властей, поскольку при изготовлении
некоторых региональных и традиционных продуктов возможны отступления от действующих
стандартов безопасности продовольствия.
В Российской Федерации производится много продовольственных продуктов, которые у
потребителей ассоциируются с определёнными местами производства. Благодаря своему
высокому качеству эти товары конкурентоспособны.
Качество и характеристики этих продуктов в основном зависят от природных факторов, таких
как климат, географическое расположение фермерских хозяйств, присущие данной конкретной
местности растения и породы животных. К таким продуктам относятся сельскохозяйственная
продукция, бакалейные товары, минеральная вода, спиртные напитки и вино.
Связь с географическим указанием (GI) просматривается в названии продуктов. В качестве
примера можно привести следующие наименования: «Московская плюшка» (особый рецепт,
специфическая форма), «Городецкий пряник» (Городец – город в Нижегородской области),
«Вяземский пряник» (Вязьма – город в Смоленской области), «Костромской сыр»
(производится из местного молока по особому рецепту), «Тамбовский окорок» (самый
известный российский окорок, относится к старым рецептам русской кухни)
«Краснодарский чай» (выращивается на плантациях основного чаеводческого региона Юга
России), «Вологодское масло» (получается из молока коров, кормящихся на зеленых
пастбищах севера европейской России), а также – Адыгейский сыр, Можайское молоко,
Дербентский и Кизлярский коньяки (Дагестан), Астраханский томаты, Арсеньевские
пастилки и т. д.
В России существует четыре типа защиты прав интеллектуальной собственности, которые могут
использоваться для географических наименований и символов, а именно: фирменные
названия (торговые марки), товарные знаки и знаки обслуживания, коммерческие названия и
наименования мест происхождения. Эта классификация была принята Гражданским Кодексом
Российской Федерации.
Российское законодательство предполагает только наименования мест происхождения (AO)
для защиты пищевых продуктов, связанных с определенными территориями. Использование
географических указаний (для пищевых продуктов) может увеличить возможности для
дополнительной юридической защиты продуктов питания со специфическими
характеристиками, связанными с местами их происхождения.
Государственная поддержка продуктов, связанных с конкретными территориями, в Российской
Федерации не была полностью реализована. Правительство РФ приняло Стратегию повышения
качества пищевых продуктов к 2030 году, которая предусматривает комплекс мер по
улучшению и развитию систем качества производства продуктов питания. Однако
наименования мест происхождения (AO) в этой стратегии напрямую не упоминаются.
На основе ключевых выводов, сделанных в ходе анализа ситуации странах региона, позиция
ФАО по вопросу о ГУ основана на следующими посылках:
- Отсутствие национальных стратегий или государственной политики, направленных на
развитие и продвижение качественных продуктов с ГУ, замедляет развитие этой
системы и затрудняет доступ некоторых традиционных отраслей или категорий
производителей
- Это также негативно сказывается на положении мелких фермеров из сельских районов,
не обладающих достаточными возможностями для того, чтобы воспользоваться
государственной стратегией по повышению качества продовольствия и программами
по их поддержке.
- Отсутствие национальной политики в области повышения качества продовольствия,
ориентированной на развитие и продвижение продукции с ГУ, препятствует улучшению
ситуации на местах.
Более того, производство продукции с ГУ требует выстраивания цепочек добавленной
стоимости, которые создают новые рабочие места и сферы услуг в сельских районах, что, в
свою очередь способно замедлить отток сельского населения. Используя географические
указания, аграрный сектор может лучше конкурировать в плане цены, качества и доступа на
новые рынки, а также может повысить конкурентоспособность, узнаваемость бренда и
привлекательность для туристов.
На круглом столе содокладчиками выступили Федеральной службы по интеллектуальной
собственности (Роспатент) и Национального союза экспортеров продовольствия (НСЭП).
На сегодняшний день в России зарегистрировано 196 Наименований места происхождения
товара (НМПТ), из них 160 российские и 31 иностранное. Для сравнения: если в России
охраняется всего 160 НМПТ, то в странах Евросоюза – более 3000 В России зарегистрированы
НМПТ в категориях минеральная вода (78), народно-художественные промыслы (41),
продовольственные продукты (29) и алкогольная продукция (9). В их числе – «Вологодское
масло», «Астраханская осетровая икра» и «Камчатская нерка», рассказала Анна Роголева,
Начальник отдела правового обеспечение предоставления государственных услуг Роспатента.
Вместе с тем, в России существует ряд сложностей при правовой охране НМПТ, вызванных, в
частности, слабой информированности населения, желанием производителей быть
монополистами и недостаточным правовым регулированием, подчеркнула Анна Роголева.
В свою очередь Дмитрий Булатов, Президент Национального союза экспортеров
продовольствия, сообщил, что ими создана рабочая группа по экспорту товаров с
защищенными географическими указаниями (ЗГУ). Среди основных направлений деятельности
рабочей группы названы: обеспечение государственной поддержки продвижению
органической продукции и товаров с ЗГУ/НМПТ на внутренний и внешний рынок; разработка
общих логотипов для экспортируемых из России товаров, имеющих ЗГУ/НМПТ; разработка
механизмов продвижения за рубеж отечественных товаров с указанными логотипами и т.д.
В презентации Дмитрия Звягинцева приводилась статистика по Евросоюзу за 2012 год: 80%
всех продуктов с ГУ закреплено за Францией и четырьмя странами средиземноморского пояса
– Португалией, Испанией, Италией и Грецией.
И в ходе дискуссии неоднократно приводился пример Франции как страны, где более 700
товаров имеют в своей маркировке географическое указание (GI). «Это направление
сельскохозяйственной политики признанно очень успешным и основывается на трех
принципах», – отметил в своем выступлении Александр Мартинез, советник по вопросам
сельского хозяйства Посольства Франции в Москве.
«Во-первых, это – доверие. Доверие потребителей, для которых ГУ является синонимом
качества. Во-вторых, это проявление целенаправленной государственной политики как
гарантии того, что продукт прошел соответствующую проверку – он создан на определенной
территории, отличающейся особыми свойствами почв и климата, и при этом не выявлено
нарушений технологии производства. В-третьих, это свидетельство «коллективистского
подхода», поскольку ГУ не может личной собственностью. ГУ – это коллективная
собственность, которая передается от одного поколение другому».
Текст основных публикаций:
Виртуальный Конференц-зал будет открыт во время мероприятия по этой ссылке:
http://live.cnshb.ru/live
Чтобы проверить, что Ваша система поддерживает подключение к мероприятию необходимо заранее пройти тестирование здесь:
http://live.cnshb.ru/live/test.aspx
В режиме on-line презентацию смотрели:
- ФНЦ Пищевых систем
- The DairyNews
- ФГБУ ВННИИВиВ Магарач РАН
- ВНИИПБТ
- Всемирная организация интеллектуальной собственности
|