Поиск | Помощь |
КОЗЛОВА ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ОСНОВЕ ХОЛИСТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук
Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг)
Омск
2011Ведущая организация: ГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
Защита состоится «18» ноября 2011 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.179.09 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
Фрагменты
Цель диссертационного исследования состоит в решении научной проблемы формирования рынка органической продукции на основе использования потенциала холистического маркетинга в системе рыночного управления, обеспечивающего комплексное решение социальных, экологических и экономических задач устойчивого развития общества.
Для достижения цели были поставлены следующие исследовательские задачи:
- обобщить теоретические основы, раскрывающие противоречивую сущность маркетинга, и выделить наиболее прогрессивные направления, отражающие потенциал формирования новых концепций маркетинга;
1. систематизировать основные теоретические подходы к определению сущности холистического маркетинга и определить методологические основы его развития;
2. обосновать целесообразность приоритетного формирования рынка органической продукции на основе холистического маркетинга и разработать системно-структурную модель, позволяющую обеспечить устойчивое функционирование рынка;
3. проанализировать мировые тенденции развития рынка органической продукции, установить специфические факторы, влияющие на формирование российского рынка органической продукции и определить сценарий его развития;
4. исследовать теоретико-эмпирические основы поведения потребителей на рынке продовольственных товаров с учетом экологического аспекта, изучить когнитивное пространство, определяющее модель поведения потребителей на рынке органических продуктов и разработать методологию исследования поведения потребителей в процессе приятия решения о покупке органической продукции;
5. идентифицировать и систематизировать ключевые инструменты холистического маркетинга, позволяющие наиболее эффективно влиять на рынок органической продукции в рамках обеспечения согласованных экономических, экологических, социальных задач;
- предложить социально-экономический механизм реализации холистического маркетинга при управлении рынком органической продукции на всех уровнях с учетом моделей жизненного цикла и разработать целевую программу формирования российского рынка органической продукции, обеспечивающую его устойчивое развитие.
Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в решении проблемы формирования рынка органической продукции на основе холистического маркетинга, отражающего целостность процесса по исследованию рынка, разработке и внедрению программ на основе многоуровневого взаимодействия нескольких разнонаправленных концепций маркетинга с учетом модели жизненного цикла, обеспечивающих гармоничную и эффективную интеграцию социальных, экономических, экологических аспектов развития общества.
Элементами научной новизны, составляющими потенциал приращения экономических знаний в целом, и в области маркетинга в частности, обладают следующие положения диссертационной работы:
1. Обобщено развитие теории маркетинга в современных условиях, рассмотренное как противоречие социальной, экологической и экономической сторон развития общества; уточнена сущность дефиниции «маркетинг»; представлена авторская интерпретация основных направлений развития маркетинга с выделением базовых концептов, концептуальных подходов
(концептуально-эволюционный, концептуально-предметный, концептуально- интеграционный) и инструментальных подходов (технологический, эмпирический, креативный). Это позволило упорядочить общую классификацию современных ориентации маркетинга, определить грани дальнейших исследований и выделить интеграционный подход, как наиболее перспективный в дальнейшем формировании концептуальной модели маркетинга.
2. Аргументирована авторская позиция развития концепции холистического маркетинга, рассмотренной как составляющей концептуально- интеграционного подхода, и отличающаяся от существующих разработок в данной области тем, что обосновано динамическое взаимодействие разнонаправленных концепций маркетинга как компонентов холистического маркетинга, используемых субъектами рынка на микро-, мезо- и макроуровнях, предопределяющая необходимость рассмотрения всего спектра рыночных отношений и учитывающая отраслевую специфику. В соответствии с этим была разработана методология формирования холистического маркетинга, выявлены типы и уровни взаимодействия концепций, разработана системно- структурная модель с выделением концепций маркетинга при их взаимодействии (государственного, международного, территориального, социального, маркетинга взаимоотношений) с учетом воздействия доминантной концепции экологического маркетинга, отражающей особенности рынка органической продукции; уточнено понятие «экологического маркетинга» и разработаны ключевые принципы, которые являются основополагающими в механизме взаимодействия с другими концепциями маркетинга.
3. Раскрыты общие закономерности, современные тенденции и направления функционирования мирового рынка органической продукции в разрезе специфики его формирования в ряде стран с акцентом на элементах комплекса маркетинга; систематизированы факторы, способствующие формированию внутреннего рынка на основе целостного процесса анализа с определением объектов маркетингового аудита отрасли макросреды, медиа-среды и микросреды. Разработана авторская методика «полигонального» анализа рынка, предполагающая глубокое изучение деятельности всех субъектов маркетинговой среды и выделение инициативных групп, которые наиболее интенсивно способствуют развитию инновационного рынка, что позволяет верифицировать представленную модель холистического маркетинга, определяющую необходимость взаимодействия разнонаправленных концепций маркетинга, и разработать сценарии развития рынка органической продукции.
1. Разработан целостный подход моделирования поведения потребителей в принятии решения о покупке органических продуктов на основе трех составляющих - ценности, обучение, сенсорные инструменты - и выделена необходимость изучения когнитивного диссонанса. Это позволило систематизировать методики комплексного исследования когнитивного пространства потребителей, включающие в себя: адаптированную модель убеждения Фишбена-Айзена, методику цепочки «Средства-Цели» («Means-end chain») потребительского поведения (представлен авторский алгоритм и дополнена методика леддеринга) и методику измерения склонности покупателя к исследовательскому поведению (ЕВВТ). Представленные методология исследования возможностей моделирования поведения потребителей и процесс принятия решения о покупке органической продукции дают возможность провести сегментирование рынка, определить стратегию позиционирования с учетом выделенных ценностей потребителей, выработать наиболее эффективную программу обучения целевой аудитории и сенсорного воздействия, с целью обеспечения принятия положительного решения о покупке органической продукции и формирования экологической культуры.
2. Определена ключевая экологическая компетенция агропродовольственных предприятий; разработана авторская матрица выбора «зеленых» маркетинговых стратегий предприятиями; представлен ревизованный комплекс маркетинга с выделением экологического и просветительского компонентов и отражающий не только операционный уровень принятия решений, но и стратегический; установлены комплексные инструменты холистического маркетинга, усиливающие конкурентные преимущества организаций и повышающие их социальную значимость.
6. Систематизированы инструменты выделенных концепций как компонентов холистического маркетинга, где наиболее значимый авторский вклад отражен в разработке процесса выбора зарубежного целевого рынка, определении мероприятий в рамках маркетинговых функций государственного маркетинга, выделении этических и территориальных маркировок товаров, как дополнительных конкурентных преимуществ и установлении основных типов партнерских отношений (введено понятие маркетинговых кооперати-вов и предложены основные модели).
6. Сформирована методика сопоставления международного жизненного цикла отрасли, жизненного цикла отрасли внутри страны и жизненного цикла типа товара на предприятии; представлена подробная характеристика этапов жизненного цикла отрасли, изначально учитывающая особенности формирования рынка органической продукции в России в контексте обще-мировых тенденций, что позволяет разработать эффективный социально-экономический механизм реализации инструментов холистического маркетинга, учитывая специфику развития рынка на каждом из представленных этапов. Предложена целевая программа формирования и развития рынка органической продукции в Российской Федерации, соответствующая первому этапу жизненного цикла, сочетающая в себе государственные и рыночные методы управления, обеспечивающая современный подход к выработке управленческих решений с учетом принципов холистического маркетинга, жизненного цикла отрасли, потребностей всех заинтересованных сторон и обеспечения устойчивого развития общества.
Все представленные научные результаты, отражающие новизну исследования, являются личным вкладом автора в решении народнохозяйственной проблемы формирования и эффективного функционирования рынка органической продукции, позволяющего обеспечить продовольственную безопасность страны, устойчивое развитие сельской местности, социализацию потребления и повысить конкурентоспособность отрасли на внутреннем и внешнем рынке.