База "Знание"
ТОГУЗАЕВ ТАХИР ХАЯТОВИЧ
ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ РЫНОЧНЫХ СТРАТЕГИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук
Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность)
Санкт-Петербург
2012
Ведущая организация – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
Защита состоится « _____» ________ 2012 г. в «_____» часов на заседании диссертационного совета Д 212.237.10 при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»
Фрагменты
Цели и задачи диссертационного
исследования. Цель
настоящего диссертационного исследования – разработка теоретических,
методологических и методических основ формирования рыночных стратегий,
обеспечивающих устойчивый рост предприятий пищевой промышленности в условиях
растущей конкуренции.
Реализация поставленной цели
обусловила решение следующих задач, отражающих логическую структуру и последовательность этапов
предпринятого исследования:
- обобщить теоретические положения и разработать новую
категориально-понятийную систему, отражающую уровень современного развития
науки и хозяйственной практики в области формирования рыночных стратегий
предприятий в условиях растущей конкуренции;
- уточнить методологию исследования и моделирования
стратегического управления развитием предприятия пищевой промышленности в
условиях растущей конкуренции;
- разработать основные принципы построения моделей
стратегического управления на предприятиях пищевой промышленности,
учитывающих современный уровень развития субъектов пищевой промышленности;
- разработать методику отбора перспективных
стратегических зон хозяйствования, учитывающую особенности предприятий
пищевой отрасли;
- сформулировать и обосновать методические подходы к
определению ресурсного потенциала модернизации предприятий пищевой
промышленности;
- предложить алгоритм построения древа целей
стратегического развития предприятий пищевой промышленности;
- выявить проблемы, влияющие на инвестиционную
привлекательность предприятий отрасли в регионах с дефицитом
инвестиционных ресурсов и обосновать меры по улучшению инвестиционного
климата;
- разработать модели и механизмы обеспечения доходности
предприятий отрасли в условиях растущей конкуренции;
- обосновать механизм реализации рыночных стратегий
предприятий пищевой промышленности в условиях нарастания бюджетного
кризиса и дефицита государственных финансовых ресурсов, что исключает
возможность государственной поддержки
Научная новизна диссертационного
исследования заключается
в уточнении существующих и разработки новых теоретических аспектов и
методологических подходов формирования и реализации рыночных стратегий развития
предприятий пищевой промышленности, обеспечивающих решение проблем их
устойчивого развития в условиях растущей конкуренции. Основными результатами,
определяющими элементы новизны диссертационного исследования, являются:
- развит терминологический аппарат теории стратегического
управления промышленными предприятиями, в частности развито понятие
«рыночная стратегия». На основе критического анализа и обобщения различных
воззрений в сфере теории и практики разработки рыночных стратегий
предприятий, предложены основные факторы, учитываемые при разработке
стратегии развития предприятия пищевой промышленности, к которым автор
относит: внешнюю окружающую среду предприятия;
организационно-экономическую структура предприятия; стратегию
долгосрочного развития отрасли; состояние сырьевой базы; устойчивость
потребительского рынка, на котором функционирует предприятия; внутренние
переменные организации;
- уточнен и развит терминологический аппарат теории
кластерной организации в промышленности, в частности приведено авторское
определение, согласно которому под кластером понимается совокупность
юридически самостоятельных предприятий, преследующих смежные экономические
цели и ведущих неформальный, согласованный и скоординированный бизнес,
целями которого является максимизация прибыли по комплексу предприятий,
расположенных на определенной территории;
- развиты отдельные положения методологии стратегического
управления предприятием, в частности предложен ряд структурных элементов
(товарная стратегия, ценовая стратегия; инвестиционная стратегия;
инновационная стратегия; стратегия взаимодействия с другими субъектами
рынка; стратегия выхода на внешние рынки; стратегия снижения
производственных издержек; стратегия ресурсного обеспечения), формирующие
совокупную рыночную стратегию предприятий пищевой промышленности;
- уточнены существующие и предложены новые принципы
алгоритма многофакторного построения рыночной стратегии управления на
предприятиях пищевой промышленности, в частности принципы:
целенаправленности; непрерывности; эффективности; взаимосвязи и
взаимодействия с внешней средой; маневренности; риска; ресурсного
обеспечения; социальной ответственности; роста квалификации персонала,
позволяющие более корректно проводить отбор рыночных стратегий учитывающих
рыночную конъюнктуру;
- разработаны критерии оценки и ранжирования
«стратегических зон хозяйствования» по уровню
привлекательности, включающие в себя: объем потребления в сегменте;
динамику цен (их устойчивость на продукцию в сегменте); темпы роста
продаж; уровень господдержки в сегменте; уровень развитости технологий
производства продукта; наличие конкурентов в сегменте; неопределенность,
позволяющие выявить конкретный сегмент внешней среды, на который предприятия
пищевой промышленности имеют выход;
- сформулированы основные критерии оценки ресурсного
потенциала предприятий пищевой промышленности, учитывающие особенности
(ориентация на конечного потребителя; ускорение оборачиваемости товарной
продукции в связи с ограниченным сроком годности и др.) функционирования
предприятий отрасли и определяющие их стратегическую значимость;
- разработаны методические основы формирования и
реализации стратегических целей предприятий пищевой промышленности,
содержащие алгоритм перехода предприятий в новое институциональное
качественное состояние, включающий в себя: определение долгосрочных и
краткосрочных стратегических целей; согласование факторов внешней и
внутренней среды предприятия; определение альтернативных путей достижения
целей предприятия; ресурсное обеспечение мероприятий; выбор методов,
инструментов, механизмов достижения целевых ориентиров; достижение
заданных параметров (достижение интересов владельцев предприятия);
- предложена новая технология ранжирования проблем
инвестиционной привлекательности региона с учетом состояния
инвестиционного климата, учитывающая отраслевую и подотраслевую
конфигурацию регионального хозяйства;
- предложен подход расчета экономико-математической
модели оптимизации структуры товарной продукции на предприятиях пищевой
промышленности, учитывающий внутренние и внешние факторы, направленные на
решение экономических проблем развития предприятий отрасли и призванные
обеспечить регулирование товародвижения и устойчивый рост доходности
пищевых предприятий;
- разработан алгоритм кластерного построения
институциональной системы стратегического взаимодействия предприятий
пищевой промышленности региона, направленный на укрепление позиций
предприятий на региональном потребительском рынке и способствующие
развитию межотраслевых связей и институтов, входящих в данный кластер.
Практическая значимость результатов исследования. Предложенные в работе методические рекомендации направлены
на практическую реализацию мер по формированию и реализации рыночных стратегий
развития предприятий пищевой промышленности в целях достижения ими преследуемых
стратегических целей и задач.
Использование результатов
диссертационного исследования способствует формированию системы стратегического
управления на предприятиях пищевой промышленности, которая должна обеспечить
устойчивый рост предприятия в условиях растущей конкуренции.
Предложения автора по проблемам
формирования рыночных стратегий на предприятиях пищевой промышленности региона
приняты к практическому использованию Министерством экономического развития и
торговли Кабардино-Балкарской Республики, ОАО «Нальчикский консервный завод».
Результаты исследования также применяются в учебном процессе при подготовке
специалистов в области менеджмента, экономики промышленности в Кабардино-Балкарской
государственной сельскохозяйственной академии.