Поиск | Помощь |
БИГДАЙ ОЛЬГА БОРИСОВНА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ АГРОБИЗНЕСА (ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД)
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук
Специальности: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: предпринимательство; 08.00.01 – Экономическая теория
Ставрополь
2008Ведущая организация: ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская академия государственной службы»
Защита состоится __ _________ 2008 года в ___ часов на заседании диссертационного совета ДМ 220.062.04 по экономическим наукам при ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет»
Фрагменты
Цель и задачи исследования. Целью диссертации является теоретическое обоснование методологии государственного регулирования в системе агробизнеса, исследование совокупности его организационно-экономических методов и инструментов и разработка направлений институционализации сельскохозяйственного сектора на основе базовых концепций институциональной и эволюционной экономической теории. В соответствии с данной целью в диссертации были поставлены и решены следующие задачи:
– провести сравнительный анализ эволюции концепций государственного регулирования предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве и охарактеризовать его категориальную природу;
– оценить эффективность сложившейся системы методов и инструментов государственной поддержки аграрного предпринимательства;
– идентифицировать функционально-целевое назначение формальных институтов в сельскохозяйственном секторе;
– апробировать способы анализа процесса управления затратами в сельском хозяйстве и обосновать методологические принципы организации государственного регулирования в институциональной структуре агро-бизнеса;
– выявить особенности взаимодействия властных и предпринимательских структур в сельском хозяйстве России и его специфику в странах Европейского союза, Канаде и США;
– сопоставить основания выбора инструментов и направлений государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных организаций;
– предложить методику планирования расходов государства, необходимых для развития предпринимательской деятельности в аграрной сфере;
– осуществить моделирование объема финансовых ресурсов государства, необходимых для поддержки предпринимательских структур в аграрной сфере, и определить этапы институционализации сельскохозяйственного сектора РФ.
Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании организационно-институционального подхода к структурированию системы государственного регулирования в сфере аграрного предпринимательства, развитии его методологических элементов и разработке стратегии адаптации к условиям внешней институциональной среды. Основные положения диссертации, содержащие элементы новизны, состоят в следующем:
По специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: предпринимательство:
– интерпретирован авторский подход к характеристике государственного регулирования в системе агробизнеса как процесса управления взаимоотношениями органов власти, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных организаций и корпоративных бизнес-структур, ориентирующего государство на адекватный выбор инструментов производственного протекционизма в аграрной сфере;
– выделены методологические принципы доступности, адресности и адекватности государственного регулирования в системе аграрного предпринимательства, обеспечивающие снижение материальных затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных организаций и интегрированных бизнес-формирований, связанных с производством, переработкой и доставкой продовольственных товаров потребителям;
– представлены организационные и мотивационные способы государственного регулирования в системе агробизнеса, направленные на дополнение материальных затрат крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных организаций, явившиеся результатом анализа специфики взаимодействия властных и предпринимательских структур в аграрной сфере РФ и зарубежных стран;
– аргументированы основания выбора затратно-дополняющих инструментов государственной поддержки аграрного предпринимательства в РФ, соответствующие потенциалу саморегулирования крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных организаций и бизнес-структур, обусловленные особенностями их деятельности, динамикой финансовых результатов и наличием конкурентных преимуществ;
– предложена методика планирования расходов государства на дополнение материальных затрат, складывающихся в отраслях растениеводства и животноводства, базирующаяся на идентификации максимальной, частичной и минимальной величины для крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных организаций и вертикально интегрированных предпринимательских формирований;
– осуществлено моделирование объема финансовых ресурсов государства, необходимых для поддержки предпринимательских организаций, опирающееся на математический аппарат нечетких множеств, которое позволило определить прогнозные значения расходов властных структур на дополнение материальных затрат, формирующихся в отраслях растениеводства и животноводства России.
По специальности 08.00.01 – Экономическая теория:
– использован эвристический потенциал институциональной и эволюционной экономической теории, обеспечивающий интерпретацию инструментарной основы государственного регулирования в системе агробизнеса как совокупности мер и мероприятий органов власти, направленных на повышение коммерческой активности предпринимательских структур, функционирующих в сельском хозяйстве;
– выделены методологические принципы гарантированности, адаптивности и приоритетности государственного регулирования в системе агробизнеса, обеспечивающие снижение трансакционных издержек крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных организаций и интегрированных структур в сфере реализации продовольственных товаров, использование которых повышает их конкурентоспособность;
– предложена классификация координационных, трансформационных, коммуникационных и организационных издержек, складывающихся за рамками производственной сферы, позволяющая осуществлять выбор направлений государственного регулирования с минимальными для предпринимательских организаций затратами на переработку сельскохозяйственного сырья и доставку готовых продуктов потребителям;
– идентифицирована институциональная недостаточность сектора сельскохозяйственных организаций РФ по затратно-дополняющим и затратно-замещающим инструментам государственного регулирования, способствующим развитию протекционизма бизнес-структур на основе ценовой поддержки их продукции, тарификации, стандартизации и лицензирования предпринимательской деятельности;
– выявлена институциональная избыточность сектора сельскохозяйственных организаций стран ЕС, Канады и США по затратно-дополняющим инструментам государственного регулирования, способствующим развитию производственно-коммерческой деятельности высокодоходных ферм и корпораций за счет использования формальных правил, обеспечивающих их бюджетную, кредитную, страховую и налоговую поддержку;
– разработана логическая схема поэтапной институционализации аграрной сферы РФ, определяющая перспективы диверсификации фьючерсных бирж, особых экономических зон, бизнес-инкубаторов и интегрированных предпринимательских структур, функционирование которых обеспечивает снижение уровня трансакционных издержек крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных организаций.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования определяется тем, что его методология, концептуальные положения и выводы дополняют существующие представления об управлении затратами в институциональной структуре агробизнеса, расширяют методический аппарат оценки потребностей субъектов сельскохозяйственного сектора в экономических инструментах государственной поддержки и позволяют выбирать направления их сочетания, способствующие повышению конкурентоспособности хозяйств на аграрном рынке.
Основные выводы и предложения диссертационного исследования могут найти применение в процессе разработки Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2017 годы. Они также могут быть использованы при разработке программ учебных курсов по теории управления экономическими системами, теории предпринимательства, теории трансакционных издержек, экономике сельского хозяйства, государственному регулированию экономики и экономической теории.
Практическая значимость диссертации состоит в методологическом обеспечении государственного регулирования в системе агробизнеса, а также в методическом сопровождении эффективного взаимодействия властных и предпринимательских структур в сельском хозяйстве. Предложенные в работе методические и практические рекомендации могут использоваться органами законодательной власти при внесении корректировок в действующие нормативные акты и разработке новых законов, способствующих повышению предпринимательской активности в отраслях растениеводства и животноводства.
Непосредственное практическое значение имеют представленные в диссертации предложения по диверсификации в Российской Федерации особых экономических зон и моделированию институциональных изменений в системе агробизнеса, которые приняты Министерством экономического развития и торговли РФ для внедрения на практике (Акт внедрения № Д 05 от 21 марта 2008 г.).