База "Знание"

ПоискПомощь

ЩЕРБЕНКО ЕВА ВЛАДИСЛАВОВНА

МАРКЕТИНГ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук
Специальность – 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг)
Новосибирск
2011

Ведущая организация: Российский государственный торгово-экономический университет г. Москва

Защита диссертации состоится 16 февраля 2012 г. в 10-00 часов на заседании диссертационного совета Д 513.003.01 при Сибирском университете потребительской кооперации

Фрагменты

Цель диссертационного исследования заключается в разработке теории и методологии маркетинга в системе продовольственного обеспечения территории, основанной на комплексном анализе факторов её формирования с учетом специфических региональных условий.

Указанная цель определяет постановку: теоретических и методологических задач обосновать необходимость конкретизации направлений территориального маркетинга в виде сложных сфер и социально-экономических систем региона, для управления которыми наиболее эффективно применение философии маркетинга; обобщить сущность маркетинга системы продовольственного обеспечения региона как самостоятельного вида маркетинга территории; сформировать систему целевых установок и стратегий их реализации для уровневых составляющих маркетинга в продовольственной системе; определить содержание категории «маркетинг продовольственной безопасности» для идентификации роли маркетинга в формировании системы продовольственного обеспечения территории; разработать целостную систему маркетинга в сфере продовольственного обеспечения посредством формирования принципов, определения уровневого состава субъектов, объектов, классификации функций и систематизации элементов комплекса маркетинга; обосновать методологические подходы к формированию системы продовольственного обеспечения территории и механизмов ее устойчивого развития; разработать концепцию исследования системы продовольственного обеспечения региона для решения проблем продовольственной безопасности; методических задач: сформировать структуру маркетингового исследования в сфере анализа проблем продовольственного обеспечения территории; разработать методики: исследования системы продовольственного обеспечения региона; оценки межрегиональных связей продовольственного рынка территории; расчёта параметров устойчивого развития отраслей продовольственного комплекса; задач практики использования полученных результатов: разработать систему информационного обеспечения исследования регионального продовольственного рынка; провести исследование сфер системы продовольственного обеспечения Красноярского края и предложить его результаты к использованию; выявить характер маркетингового воздействия в системе регулирования сферы продовольственного обеспечения региона, обобщить систему количественных параметров для обоснования его направлений

Научная новизна результатов диссертационного исследования представлена теоретическими, методологическими и прикладными разработками, формирующими теоретико-методологические основы концепции маркетинга в системе продовольственного обеспечения территории, что развивает теорию маркетинга и составляет приращение научного знания.

– в области теории:

Дополнение и углубление теории маркетинга территорий региона через обоснование необходимости развития его концепции в сложных социально-экономических системах. Такой подход, в отличие от существующих взглядов, раскрывает арсенал возможностей развития системы различных по условиям формирования конкурентных преимуществ территории и повышения степени ее инвестиционной привлекательности, определяет приоритетные области развития и специфику методов и инструментов маркетинга территории. Это позволяет рассматривать маркетинг в системе продовольственного обеспечения региона как самостоятельное направление территориального маркетинга и новый фактор регионального управления, формирующий предпосылки устойчивого развития продовольственной сферы согласно вектору интересов территории: роста производства конкурентоспособной продукции, повышения инвестиционной привлекательности отраслей и уровня жизни населения при максимализации удовлетворения потребностей в продовольствии.

Разработка и обоснование содержания понятия «маркетинг продовольственной безопасности», которое обобщёно в таких аспектах, как: философия согласования интересов участников продовольственного рынка; средство обеспечения преимуществ в конкурентной борьбе; метод поиска решений, и впервые предложено к использованию в научном обороте. Применение дефиниции в научной практике позволяет идентифицировать цели, стратегии и направления деятельности субъектов продовольственной системы в рамках концепции продовольственной безопасности страны и ее территорий;

– в методологической и методической сферах:

Разработка методологического подхода к формированию концепции маркетинга в сфере продовольственного обеспечения, который в отличие от существующих положений представлен как системный взгляд на выработку управленческих решений, направленных на удовлетворение потребностей населения в питании посредством формирования и стимулирования платежеспособного спроса, создания системы ценностей, реализуемых при согласовании интересов участников этого процесса. Это позволило определить состав субъектов и объектов в иерархии уровней маркетинга в системе продовольственного обеспечения, обобщить параметры интересов его субъектов через систему целевых установок маркетинговой деятельности и стратегий их достижения, разработать классификацию функций и структуру элементов инструментария для уровневых составляющих маркетинга в продовольственной сфере территории в аспекте специфики ее формирования.

Разработка авторской методологии маркетинговых исследований, дополняющей теорию спецификой продовольственной сферы и определяющей в отличие от существующих взглядов связь проблемы разработки структуры и процедур маркетингового исследования для формирования аналитической базы выработки решений в области продовольственной безопасности и обоснования организационно-экономических направлений её обеспечения. Разработанные методологические положения позволяют создать информационно-аналитическую основу формирования механизмов устойчивого развития отраслей и решения проблем продовольственного обеспечения территории.

Обоснование методологических подходов к анализу системы продовольственного обеспечения региона. В отличие от существующих положений авторские разработки позволяют провести верификацию парадигмы «структура – поведение – результат» в отношении исследуемой сферы. В частности: определена роль и функциональное значение механизмов устойчивого развития отрасли системы продовольственного обеспечения, что позволило классифицировать характеристики и дать сравнение категорий «развитие» и «устойчивое развитие», в отличие от традиционных взглядов доказывающее их существенное различие и взаимосвязь, возможность перехода процессов развития из одной категории в другую; предложен методологический подход к анализу системы продовольственного обеспечения региона, в отличие от существующих основанный на структурной концепции формирования отраслевых рынков. В рамках чего: определена сопряженность АПК и отраслей продовольственного обеспечения; предложена схема технологических отношений отраслей продовольственной сферы, их конечных продуктов, ориентированная на удовлетворение потребностей в пищевых веществах; разработана система информационного обеспечения исследования рынков продовольственных товаров.

Разработанные положения позволяют не только определять для продовольственной системы в целом и её экономических агентов согласованные целевые установки устойчивого развития, но и формировать на разных уровнях решения по их достижению, адаптированные к изменениям условий рынка, параметров его структуры и поведения рыночных субъектов;

– в научно-практической сфере:

Обобщение характера и особенностей маркетингового подхода к управлению системой продовольственного обеспечения, в отличие от существующих взглядов ориентированного на достижение параметров конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности территории при устойчивом развитии сфер и отраслей ее продовольственной системы. Это позволило предложить модель маркетингового воздействия государственного регулирования системы продовольственного обеспечения территории, применение которой формирует условия реализации концепции продовольственной безопасности.

Структуризация системы количественных параметров маркетинга в системе продовольственного обеспечения региона, в отличие от существующих подходов к классификации показателей маркетинга на продовольственном рынке, направляющей векторы маркетингового воздействия субъектов на индикаторы продовольственной безопасности территории. Разработка методики расчёта параметров устойчивого развития отраслей продовольственного комплекса, отличающейся от известных комплексным применением методов балансового планирования и дифференцированного нормирования потребления продовольствия. Указанные разработки позволяют конкретизировать направления развития и методы регулирования продовольственной сферы территории, количественно обосновать цели при выработке стратегий и детализировать программы маркетинговой деятельности ее субъектов.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в том, что сформулированные положения, выводы и результаты развивают и дополняют ряд разделов экономической науки в разработке: новых теоретических положений, формирующих концепцию маркетинга в системе продовольственного обеспечения территории; новых теоретических положений, методологических и методических решений формирования и устойчивого развития продовольственной сферы; теоретических и методологических подходов к исследованию системы продовольственного обеспечения региона и особенностей интеграции маркетинга в систему регулирования продовольственной сферы.