Поиск | Помощь |
горина ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
Специальность 08.00.05 –Экономика и управление народным хозяйством (Стандартизация и управление качеством продукции)
Саранск
2010Ведущая организация – ГОУВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»
Защита состоится 30 апреля 2010 года в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.117.05 при ГОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»
Фрагменты
Целью диссертационной работы является развитие теоретических положений, а также разработка методических и практических рекомендаций по формированию СМК на предприятиях пищевой промышленности.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
– раскрыть сущность понятия «система менеджмента качества», эволюцию менеджмента качества;
– провести исследование структуры СМК, предпосылок и этапов ее формирования;
– определить особенности формирования систем менеджмента в соответствии с требованиями отраслевых стандартов на предприятиях пищевой промышленности, провести их сравнительный анализ с СМК в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001;
– проанализировать динамику основных показателей развития пищевой промышленности Российской Федерации и Республики Мордовия с позиций решения вопросов обеспечения качества выпускаемой продукции;
– исследовать практику формирования СМК в ООО «Мордовия-Холод» и ОАО «Консервный завод “Саранский”»; оценить результативность этих систем;
– разработать предложения по улучшению систем менеджмента качества на исследуемых предприятиях;
– разработать модель типового процесса формирования СМК на предприятии пищевой промышленности;
– подготовить методические рекомендации по применению стандарта ИСО 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» на предприятиях пищевой промышленности.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в развитии теоретических положений, разработке методических и практических рекомендаций по формированию системы менеджмента качества на предприятиях пищевой промышленности.
Элементы научной новизны содержат следующие результаты исследования:
– с позиций выявленных тенденций развития менеджмента качества уточнено содержание системы менеджмента качества, которую предлагается рассматривать как постоянно совершенствующуюся систему менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству конечных результатов ее деятельности (продукции, услуг, работ), процессов, менеджмента, имеющую своей целью удовлетворение требований потребителей и других заинтересованных сторон и обеспечивающую рост эффективности деятельности организации (с. 16–28);
– установлены внешние и внутренние предпосылки внедрения на отечественных предприятиях пищевой промышленности системы анализа рисков и критических контрольных точек (ХАССП), которая позволяет учесть отраслевые особенности и обеспечить качество и безопасность пищевых продуктов на всех этапах жизненного цикла (от исходного сырья до использования продукта конечным потребителем) (с. 52–59; 70–83);
– определены ключевые признаки выбора модели системы менеджмента качества и безопасности пищевых продуктов и их отличительные особенности на основе сравнительного анализа СМК в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001–2008, системы ХАССП и системы менеджмента безопасности пищевых продуктов по ГОСТ Р ИСО 22000–2007 по основным положениям (область применения; цель; создаваемая система; основополагающие принципы; контролируемые параметры; основная управленческая деятельность; степень охвата) (с. 35–39; 61–68);
– разработана модель типового процесса формирования СМК на предприятии пищевой промышленности в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001–2008, в рамках которой выделены этапы разработки, внедрения, сертификации и улучшения СМК, а также адекватные каждому из этапов виды работ по формированию элементов системы ХАССП: определение рисков, выявление критических контрольных точек, мониторинг, аудит и постоянное улучшение элементов данной системы. Применение предложенной модели в деятельности предприятий пищевой промышленности позволит внедрить СМК с элементами ХАССП (с. 133–143);
– предложены методический инструментарий и документационное обеспечение повышения результативности контроля качества и безопасности пищевой продукции, включающие разработанную типовую матрицу распределения ответственности за отдельные виды работ в рамках процесса формирования СМК на предприятии пищевой промышленности, карты процессов, схемы контроля, документы по идентификации потенциально опасных факторов и по источникам их возникновения, технологические схемы производства и схемы производственных помещений (с. 144–161; 177–179; 217–225).
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическую значимость имеют: уточненное понятие системы менеджмента качества; обоснование ключевых признаков выбора модели СМК для предприятий пищевой промышленности; модель формирования системы менеджмента качества с элементами системы ХАССП для предприятий пищевой промышленности.
Практическое значение имеют: модель процесса формирования СМК для предприятий пищевой промышленности; регламент работ в рамках процесса «Сбыт», а также предложенное документационное обеспечение процессов контроля производства рыбной продукции (карты процессов, схемы контроля, документы по идентификации потенциально опасных факторов и по источникам их возникновения, технологические схемы производства и схемы производственных помещений).
Личный вклад автора в реализацию проекта по формированию СМК ООО «Мордовия-Холод» состоит в разработке проектов документированных процедур, стандартов организации, консультативной помощи по разработке положений о структурных подразделениях, должностных инструкций (инструкций о трудовых обязанностях), технологических инструкций и других документов СМК. При содействии автора разработаны матрица ответственности и процессная модель системы.
Для ОАО «Консервный завод “Саранский”» практическое значение имеют анализ результатов оценки удовлетворенности потребителей, предложенный алгоритм действий по проведению анализа на основе анкетирования потребителей и разработанный проект стандарта СТО СМК Б.7–7.3 «Разработка новой продукции».