База "Знание"

ПоискПомощь

ЖИГАЛОВА Оксана Валерьевна

РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
Специальность: 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством (15. - Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – АПК и сельское хозяйство)
Саранск
2008

Ведущая организация Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия»

Защита состоится «6» июня 2008 г. в 900 часов на заседании диссертационного совета Д 212.117.05 при ГОУВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева»

Фрагменты

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических, методических подходов и практических рекомендаций, направленных на развитие конкурентного рынка молока и молочной продукции.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:

 -  изучить теоретические и методические аспекты организации и функционирования конкурентного рынка молока и молочной продукции региона;

 - выявить основные факторы, обеспечивающие эффективное производство сырья в рыночных условиях с учетом параметров конкуренции и потребностей населения;

 -  определить современное состояние производства, переработки и реализации молока и молочной продукции, выявить ее конкурентные преимущества;

 - провести оценку рыночного потенциала сельскохозяйственных предприятий, специализирующихся на производстве молочной продукции;

   - определить стратегические направления развития предприятий молочной промышленности, рынка молока и молочной продукции.

Научная новизна  диссертационного исследования состоит в разработке теоретических, методических и практических подходов к развитию конкурентного рынка молочной продукции. Основные результаты, определяющие научную новизну проведенного исследования, заключаются в следующем:

·       уточнена трактовка понятия «молочно-продуктовый рынок», учитывающая специфику действия экономики региона и отражающая особенности производства продукции  и функционирования субъектов рынка в части совершенствования отношений, складывающихся между сферами производства, переработки и сбыта в рамках конкретного региона (С. 12-14, 21-25);

·       усовершенствована методика определения потребности населения региона в молоке и молочной продукции, предусматривающая оценку уровня производства продукции на каждом этапе функционально-отраслевых отношений продвижения товара от производителя к потребителю с учетом производственного потенциала субъектов, участвующих в этом процессе (С. 81-94);

·       предложен методический подход к определению конкурентных параметров рынка молочной продукции Ульяновской области, базирующийся на оценке конкурентных преимуществ региона с обоснованием вовлечения в систему хозяйственно-экономических интересов всех субъектов, располагающих соответствующим этому сектору потенциалом (направление специализации, расширение сети перерабатывающих производств региона, формирование сети оптовых и розничных предприятий и т. д.) (С. 97-102);

·       предложена модель ресурсного обеспечения сельскохозяйственных предприятий молочной специализации, на основе которой оптимизированы системы кормопроизводства и кормления с учетом уровня продуктивности животных, позволяющая обосновать конкурентные параметры производства товарного молока (С. 106-115);

·       усовершенствована методика оценки рыночного потенциала сельскохозяйственных организаций, позволяющая определить позиции предприятий на рынке молока и молочной продукции, степень их адаптации к меняющимся условиям внешней среды, и, на основе этого, для каждой группы хозяйств сформулировать стратегии их развития (С. 120-129);

·        предложены варианты инвестирования средств в производство молочной продукции, учитывающие особенности различных организационно-правовых форм предприятий – участников рынка молочной продукции (акционерные общества, агрохолдинги и т. д.), позволяющие осуществлять выбор наиболее приемлемого для региона варианта (С. 132-138).

 Практическая и теоретическая значимость диссертационного исследования. Теоретическую значимость имеют: уточненное понятие «молочно-продуктовый рынок», модель ресурсного обеспечения сельскохозяйственных организаций молочной специализации.

Практическое значение имеют усовершенствованные методики определения потребности населения региона в молоке и молочной продукции, оценки рыночного потенциала сельскохозяйственных организаций. Основные методические и практические материалы диссертационного исследования доведены до уровня конкретных предложений и имеют комплексный характер. Результаты исследования рекомендованы к внедрению в муниципальных образованиях Ульяновской области и использованы в Программе «Стратегия развития Ульяновской области до 2020 года» в разделе «АПК». Отдельные разработки по теме диссертационного исследования могут использоваться в учебном процессе при чтении специальных курсов: «Экономика сельского хозяйства», «Экономика АПК», «Экономическая теория» и «Менеджмент».