База "Знание"

ПоискПомощь

ЖАРИКОВ РОМАН ВИКТОРОВИЧ

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ: теория, методология, практика
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук
Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: маркетинг
Воронеж
2008

Ведущая организация: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный технический университет имени А.Н.Туполева»

Защита состоится «____» ____________2009 г. в ___ часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.038.21 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Воронежский государственный университет»

Фрагменты

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методологических положений повышения конкурентоспособности отечественных продовольственных товаров, формирование и реализация маркетинговой стратегии на региональном рынке продовольствия.

В рамках сформулированной цели выделены следующие задачи:

-расширить содержание понятия конкуренции и сформулировать сущность и содержание региональной системной конкурентоспособности на продовольственных рынках;

-предложить системную модель концепции маркетинга региона с учетом развития элементов маркетинга и производственной инфраструктуры;

-разработать методологию повышения конкурентоспособности отечественных продовольственных товаров на основе системы принципов, методов и подходов;

-предложить маркетинговый подход к формированию ассортимента продовольственных товаров на основе ранжирования по предложенной системе показателей;

-проанализировать состояние машинотракторного парка в регионе (на примере Тамбовской области) и определить прогнозную оценку потребности в новой технике и капитальных вложениях на обновление машинотракторного парка;

-провести исследование состояния и тенденций на региональном рынке продовольственных товаров;

-разработать организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности продовольственных товаров;

-разработать алгоритм формирования маркетинговой стратегии повышения конкурентоспособности продовольственных товаров;

-предложить маркетинговую систему управления регионом и сетевую модель сельскохозяйственного сектора региональной экономики на логистической основе;

-разработать товарный знак для отечественных экологически чистых продовольственных товаров;

-разработать региональные балансы и прогноз объемов производства основных продовольственных товаров, возможные сценарии и направления развития регионального рынка продовольственных товаров.

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту.

Научная новизна исследования состоит в разработке теоретических и методологических положений и маркетинговой стратегии повышения конкурентоспосбности отечественных продовольственных товаров.

В частности, в диссертации изложены следующие положения и разработки, которые можно отнести к новым.

         1.Расширены теоретические понятия конкуренции как экономической категории и разработано положение системной конкурентоспособности отечественных продовольственных товаров:

-дано авторское определение конкуренции, которое отличается тем, что данная экономическая категория рассматривается нами как непрерывный процесс ликвидации противоречий между постоянно возрастающими потребностями покупателей и возможностями производителей (либо наоборот) по созданию, производству и поставкам продовольственных товаров, отвечающих желаниям потребителей в пределах совокупного спроса и ограничений общества  по ресурсам и экологической чистоте на соревновательной основе;

-  сформулировано понятие системной конкурентоспособности на региональных продовольственных рынках, которая складывается из конкурентоспособности региона (региональной власти), отдельных организаций и товаров, что дало основание автору построить системную модель конкурентоспособности, позволяющую определять слабые элементы в системе и целенаправленно работать над их повышением;

-  продовольственный рынок в диссертации рассматривается как совокупность товарно-денежных отношений субъектов рынка по поводу удовлетворения потребностей различных по доходу групп населения в продовольственных товарах дифференцированных по качеству, ценам, содержанию полезного вещества, характеризуемого множеством сегментов, стабильностью и преимущественно неэластичным спросом;  

2. Дана авторская трактовка конкурентоспособности региона, организации, продовольственных товаров, позволяющая формировать системную конкурентоспособность с целью возможного повышения конкурентоспособности продовольственных товаров на внутреннем и мировом рынках:

-конкурентоспособность региона определена нами, как состязательная способность формирования рыночной инфраструктуры и условий для функционирования и постоянного развития эффективного конкурентоспособного рынка продовольственных товаров на его территории и за ее пределами;

         -конкурентоспособность перерабатывающих организаций, рассматривается в диссертации,  как способность в условиях свободной конкуренции производить и поставлять продовольственные товары, удовлетворяющие запросы внутреннего и/или мирового рынка по качеству и ценам и обеспечивающие качественные, ресурсные и технологические конкурентные преимущества;

-конкурентоспособность продовольственных товаров заключается в том, что они должны отвечать стандартам по качеству, упаковке, срокам хранения и содержанию необходимых полезных веществ, а также по цене доступной для населения и быть конкурентоспособными с товарами внутренних и зарубежных поставщиков.

3.Предложена модель концепции маркетинга региона на рынке  продовольственных товаров, отличающаяся от известных системным подходом к ее построению, включающая в себя расширение номенклатуры и повышение качества продовольственных товаров, интенсификацию сбытовых усилий и способствующая формированию и развитию региональной производственной инфраструктуры, диверсификации производства и расширению географии рынка.

4.Предложена методология повышения конкурентоспособности продовольственных товаров на региональном рынке, отличающаяся комплексным подходом и включающая в себя принципы (научности, непрерывности, системности, единства целей, эффективности маркетинга,  специализации, координации действий, сбалансированности ресурсов, идентификации наиболее опасных конкурентов), методы (экспертно-аналитический и статистический) и формы организации конкурентных отношений в границах региона и за его пределами (презентация продовольственных товаров во внешней среде: в стране и за рубежом; активный маркетинг сильных конкурентных преимуществ; активное содействие привлечению в регион инвестиций для развития сельскохозяйственного производства; повышение информированности жителей региона о стратегии развития, крупных проектах и программах развития производства и сбыта продовольственных товаров).

 5.Предложен маркетинговый подход к управлению ассортиментом выпускаемой продукции, отличающийся оптимизацией объемов производства и максимизацией прибыли и включающий принципы (научности, системности, оптимизации объемов производства продукции и максимизации прибыли, гибкости, непрерывности, равномерности или равномерного нарастания), методы (ранжирования по уровню прибыльности и рентабельности, по вкладу на покрытие, сравнительного многомерного анализа) и подходы (более полная загрузка производственных мощностей и площадей, сохранение квалифицированных кадров, обновление продукции, диверсификация производства на основе сохранения сложившейся специализации и дифференциации товаров, а также связей с традиционными потребителями) и позволяющий обеспечивать рентабельность в краткосрочном периоде и в долгосрочной перспективе.

6.Выявлены состояние и обеспеченность региона сельскохозяйственной техникой, а также разработан прогноз потребности в новой технике и в объемах капитальных вложений, необходимых для обновления машинотракторного парка, что позволяет принимать управленческие решения по изысканию источников инвестиций и развитию лизинговых отношений.

7. Выявлены тенденции последних лет на рынке продовольственных товаров в Тамбовской области:

-малый бизнес в сельском хозяйстве низко эффективен;

-эффективным сельскохозяйственным сектором в обеспечении населения продуктами питания являются личные подворья крестьян, что позволяет переориентировать приоритетность инвестиционных проектов в сельском хозяйстве;

-поголовье крупного рогатого скота продолжает снижаться;

-организовано строительство крупных свинокомплексов, птицефабрик и товарно-молочных ферм с полным обеспечением инвестициями по программе «Развитие АПК» и использованием инноваций в животноводстве.

         8. Разработан организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности отечественных продовольственных товаров с учетом отраслевых особенностей сельскохозяйственного производства, включающий в себя все функции управления: планирование, организацию, производство, стимулирование, контроль и регулирование на основе диверсификации видов деятельности, дифференциации товаров и расширяющейся отраслевой специализации.

9.Разработан алгоритм формирования и реализации маркетинговой стратегии на основе анализа рыночной среды и внутренних возможностей, включающий развитие по всем основным компонентам маркетинга (товар, цена, география рынка, стимулирование сбыта) в рамках общей стратегии развития региона, что позволяет обеспечивать конкурентоспособность отечественных продовольственных товаров и эффективное развитие аграрного региона. 

10.Предложена маркетинговая система управления регионом возглавляемая областной администрацией, включающая в себя подразделения маркетинга предприятий, НИИ, местных органов власти и обеспечивающая расширение каналов товародвижения и мониторинг по всей логистической цепи: спрос, закупки ресурсов, производство товаров, сбыт, сервис.

11.Предложено модернизировать структуру экономики региона путем формирования кластеров и сетевой модели сельскохозяйственного сектора региональной экономики на основе взаимодействия поставщиков сельскохозяйственного сырья и перерабатывающих организаций крупного и малого бизнеса, отличающуюся построением кластеров на основе специализации, а сетей на логистической основе и позволяющую замкнуть  цикл «исследование-производство» в одном специализированном кластере, а переработку сельскохозяйственного сырья и сбыт готовой продукции в одной сети, что дает возможность субъектам кластеров и сетей формировать общую стратегию развития, ценовую политику и распределять прибыль между участниками на компромиссной основе.

12.На основе анализа теоретических положений формирования брэндов, предложены товарные знаки на региональные экологически чистые продовольственные товары, отличающиеся узнаваемостью и информативностью преимуществ перед продукцией конкурентов и позволяющие повышать конкурентоспособность товаров, расширять географию рынка и стимулировать рост  объемов продаж.

13.Разработаны:

-региональные балансы (вывоза и ввоза) основных видов продовольственных товаров в Тамбовской области; 

-прогноз оценки использования земельных ресурсов и роста объемов производства основных продовольственных товаров в Тамбовской области до 2012 года;

-сценарии развития рынка продовольственных товаров в стране;

-направления реализации маркетинговой стратегии повышения конкурентоспособности  отечественного продовольствия, что ориентирует властные структуры различных уровней на формирование, поддержание и повышение конкурентного статуса производителей отечественных продовольственных товаров.

Практическая значимость диссертации определяется возможностью широкого использования теоретических и методологических положений и практических рекомендаций по повышению конкурентоспособности продовольственных товаров и качества жизни населения, решения демографических проблем.

Самостоятельное практическое значение имеют:

-методология повышения конкурентоспособности продовольственных товаров;

-маркетинговая система управления регионов на основе кластеров;

-организация сетевой модели сельскохозяйственного сектора экономики на логистической основе;

-методология формирования ассортиментной политики сельскохозяйственных предприятий и региона с оптимизацией объемов производства и максимизацией прибыли;

-прогноз потребности в новой технике и объемов производства продовольственных товаров;

-товарные знаки продовольственных товаров;

-выявленные резервы развития объемов производства и повышения конкурентоспособности отечественных продовольственных товаров.