Поиск | Помощь |
Зимняков Владимир Михайлович
Молочнопродуктовый подкомплекс региона (теория, методология, практика)
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук
Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами: – АПК и сельское хозяйство)
Москва
2009Ведущая организация – Государственное научное учреждение Поволжский научно-исследовательский институт экономики и организации АПК
Защита состоится 18 февраля 2009 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 006.032.01 в ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики, труда и управления в сельском хозяйстве
Фрагменты
Цель и задачи исследования. Целью исследования явилась разработка теоретических основ, методологических положений и практических рекомендаций по обеспечению стабильности развития молочно-продуктового подкомплекса.
В соответствии с поставленной целью были определены и решены следующие задачи:
- развиты теоретические и методологические аспекты формирования и функционирования молочно-продуктового подкомплекса как единой взаимосвязанной системы;
- обобщен отечественный и зарубежный опыт развития молочно-продуктового подкомплекса в условиях рыночной экономики;
- проведена экономическая оценка производства молока по субъектам хозяйствования Пензенской области и выявлены основные закономерности сырьевой зоны предприятий молочной промышленности;
- обоснована структура регионального молочно-продуктового подкомплекса и особенности его развития как объекта исследования;
- проведен анализ состояния молокоперерабатывающих предприятий и определены направления их развития;
- разработаны методические рекомендации по прогнозу рынка молока и молочной продукции;
- разработана экономико-математическая модель оптимизации отрасли молочного скотоводства и модель рационального размещения сырьевой базы и параметры развития молокоперерабатывающих предприятий;
- предложена авторская концепция экономического регулирования молочно-продуктового подкомплекса региона;
- раскрыты особенности и принципы создания вертикально-интегрированной структуры на рынке молока и молочной продукции региона;
- разработана методика прогнозирования спроса населения на молочную продукцию;
- систематизированы факторы, определяющие экономические отношения технологически взаимосвязанных производств молочно-продуктового подкомплекса.
Научная новизна. К разработкам, характеризующим новизну исследования относятся:
- концептуальные положения и методические подходы формирования рынка молочной продукции;
- направления исследований издержек во всех звеньях подкомплекса, повышения качества и конкурентоспособности молочной продукции на внутреннем и внешнем рынках;
- критерии оценки результатов деятельности интегрированных формирований, механизмы взаиморасчетов и распределения дополнительной прибыли от реализации конечной продукции между партнерами по кооперации;
- предложения по оптимизации производства и формирования сырьевых зон молокоперерабатывающих предприятий;
- прогноз развития рынка молока и молочной продукции с учетом доходов разных групп населения региона;
- модель вертикально интегрированной структуры молочной продукции;
- теоретические и методологические аспекты формирования и функционирования регионального молочно-продуктового подкомплекса, обосновано содержание, специфические свойства, внутренние и внешние связи молочно-продуктового подкомплекса, факторы и механизмы формирования, методологические подходы к организации управления.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что основные научно-методические положения по формированию и эффективному функционированию молочно-продуктового подкомплекса нашли отражение в нормативных документах и реализованы в прикладных рекомендациях. Реализация научно обоснованных рекомендаций по созданию рынка молочной продукции, создание холдинговых структур позволит на более высоком организационно-хозяйственном уровне решать проблемы обеспечения внутренних и внешних потребителей качественной продукцией. Практическое использование методических положений и рекомендаций по организации маркетинга обеспечит создание необходимых условий для повышения финансовой устойчивости всех сфер молочно-продуктового подкомплекса.