Поиск | Помощь |
ПЕЧЕНАЯ Людмила Тимофеевна
ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНОГО МЕХАНИЗМА КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук
Специальность – 08.00.05- «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – промышленность»
Воронеж
2007Ведущая организация ВНИИ экономики сельского хозяйства АПК РФ
Защита состоится « 30 » октября 2007 г. в 12 00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.035.03 при государственном образовательном учреждении «Воронежская государственная технологическая академия»
Фрагменты
Цель и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является развитие теоретических и научно-методических положений по формированию адаптивного механизма корпоративного управления с учетом использования действенных инструментов рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели в диссертации были сформулированы и решены следующие задачи, которые, по мнению автора, являются ключевыми в совершенствовании адаптивного механизма корпоративного управления:
1. Исследованы теоретические подходы к содержанию понятия «корпоративные образования» и уточнена его смысловая сущность;
2. Обоснована концепция трансформации механизма корпоративного управления в условиях конкуренции, в рамках которой раскрыта экономическая природа адаптивного развития предприятия;
4. Построена модель адаптивного развития предприятия на основе совершенствования ассортиментной политики;
5. Усовершенствована методология трансформации экономических взаимоотношений субъектов корпорации, путем преобразования управленческих функций в услуги, позволяющая внести конструктивные изменения в систему управления корпоративными звеньями;
6. Разработана методика определения затрат и расценок на услуги в составе функций управляющего органа корпорации, учитывающая специфику предприятий пищевой промышленности и способствующая упорядочиванию системы взаиморасчетов между субъектами объединения на основе совершенствования нормирования;
7. Обоснован метод определения эффективности централизации управления, позволяющий дать адекватную оценку трансформации внутрикорпоративных взаимоотношений;
8. Разработана универсальная методика формирования ассортиментной политики с выделением кластерных групп по потребительским признакам продукта;
9. Предложен метод оценки влияния ассортиментной политики на адаптивность развития предприятия;
10. Выработаны ключевые направления адаптивного экономического развития предприятий пищевой промышленности.
Научная новизна исследования заключается в разработке комплекса научно обоснованных теоретических и методологических понятий и рекомендаций в области формирования адаптивного механизма корпоративного управления и определяется следующими результатами:
1. Обоснованы отличные от традиционных подходы к формированию экономического механизма хозяйствования, определяемые формой интеграции и способствующие совершенствованию управления корпоративными образованиями на основе уточнения сущности экономических категорий: «интегрированная структура», «корпорация», «отраслевой союз»;
2. Выполнена систематизация функций управления корпорацией, отличие которой состоит в выборе системных критериев их разграничения по группам «централизованные» и «оперативные», что позволяет исключить дублирование управленческих воздействий по каждому из интегрантов и в целом по корпорации и адаптироваться к условиям изменчивой рыночной среды;
3. Раскрыта экономическая природа адаптивного развития предприятия, отличная выделением особой роли ассортиментной политики в данном процессе, что способствует упорядочиванию теоретических представлений в этой области. Адаптивное развитие предприятия - это процесс позитивных изменений экономических параметров деятельности за счет адекватного реагирования на динамику рыночной среды комплекса всех его подсистем, ведущая роль в котором принадлежит ассортиментной политике, как оператору основной рыночной компоненты - товара;
4. Построена модель адаптивного развития предприятия на основе совершенствования ассортиментной политики, отличительным свойством которой является обоснование производственно-потребительской трансформации взаимосвязанной триады элементов «продукт», «товар» и «брэнд», что позволяет учитывать этот фактор при формировании ассортимента продукции
5. Обоснована концепция трансформации экономических взаимоотношений субъектов интегрированной структуры, в основу которой положен отличный от существующих метод альтернативного выбора интегрантом состава функций, подлежащих выполнению на возмездной основе, что будет способствовать упорядочиванию системы взаиморасчетов между субъектами объединения;
6. Научно обоснован методический подход, в основу которого положены методические положения по определению затрат и расценок за услуги корпоративного характера, отличительной чертой которых является алгоритм, учитывающий специфику выполняемых функций, что создает базу для экономии транзакционных издержек интегрированной структуры на основе совершенствования нормирования;
7. Разработан метод определения синергетического эффекта, полученного в результате централизации управления, отличающийся всесторонней адекватной оценкой трансформации внутрикорпоративных взаимоотношений и позволяющий более точно устанавливать результаты деятельности интегрированной структуры;
8. Разработана методика формирования ассортиментной политики, отличие которой состоит в выделении кластерных групп по потребительским признакам продукта. Основу методики составляет экономико-математическая модель, включающая алгоритм, учитывающий состояние сегментов рынка, что способствует более точному формированию ассортимента продукции, выбору ассортиментных стратегий и планированию производственной программы в целом по объединению;
9. Предложен метод оценки влияния ассортиментной политики на адаптивность развития корпорации. Степень совершенствования ассортиментной политики отражается обобщающим индексом адаптивности, где отличительной особенностью подхода является системность набора показателей, комплексно характеризующих экономическое состояние предприятия во взаимосвязи с изменениями выпуска продукции и колебаниями рыночной среды;
10. Выработаны ключевые направления адаптивного развития корпоративных структур пищевой промышленности с учетом их специфики и обоснованной классификации факторов влияния, в которых в отличие от традиционного подхода определяющая роль отводится ассортиментной политике как фактору, способствующему эффективной реализации их потенциала на рынке, совершенствованию нормирования, планирования и управления компанией.
Практическая значимость результатов исследования. Выводы и рекомендации, а также методики, обоснованные в диссертации способствуют созданию методической базы для управления корпоративными структурами в пищевой промышленности. В частности, разработанная модель взаимоотношений субъектов в составе корпорации, методики управления основными параметрами хозяйственного функционирования данных структур и оценки их эффективности позволяют объективно разграничить полномочия субъектов корпорации, определить систему денежных взаимоотношений, что необходимо для формирования адаптивного механизма функционирования предприятий. Практическое значение имеют научные и прикладные разработки, в которых содержатся: методика построения матричной модели выбора ассортимента продукции; модель адаптивного развития предприятия на основе совершенствования ассортиментной политики; основные направления адаптивного развития предприятий пищевой промышленности. Использование методических положений, изложенных в диссертационной работе, обеспечит рост эффективности управления субъектами корпораций пищевой промышленности.
Обоснованный в диссертации комплекс методических рекомендаций был разработан в рамках Государственного контракта Минсельхоза РФ и нашел отражение в государственных научных отчетах о НИР. Научно-методические разработки, выводы и предложения также могут быть использованы для дальнейших научных исследований.