Поиск | Помощь |
БОГДАНОВ МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ
Обеспечение конкурентоспособности региональных торговых сетей по продаже продуктов питания
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - сфера услуг)
Санкт-Петербург
2012Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций».
Защита состоится «27» декабря 2012 г. в 12-00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.225.01 при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики»
Фрагменты
Целью настоящей диссертационной работы является развитие теоретических и методических положений по оценке региональных торговых сетей по продаже продуктов питания, раскрывающих содержание и алгоритм обеспечения их конкурентоспособности. Поставленная цель определила логику и структуру диссертационного исследования и вызвала необходимость решения следующих задач:
· предложить расширенную трактовку понятия “конкурентоспособность” применительно к предприятиям сетевой розничной торговли;
· провести критический анализ и классифицировать существующие методы оценки конкурентоспособности сетевых торговых организаций;
· систематизировать конкурентные стратегии и на их базе предложить эффективный информационно-методический инструментарий для выработки стратегии повышения конкурентоспособности региональных торговых сетей;
· провести углубленный анализ рынка, выявить и оценить тенденции развития продуктового ритейла в России;
· исследовать и обосновать факторы, влияющие на конкурентоспособность региональных торговых сетей, специализирующихся на продаже продуктов питания;
· разработать экономико-математическую модель комплексной оценки конкурентоспособности торговых сетей данного типа и на ее основе создать алгоритм расчета консолидированного показателя конкурентоспособности, максимально адаптированный для создания программного продукта;
· предложить метод оценки позиций региональных розничных торговых сетей, функционирующих на рынке продуктов питания и выработать рекомендации по стратегии повышения их конкурентоспособности.
· Научная новизна исследования заключается в следующих положениях, выносимых на защиту:
· - предложена расширенная трактовка понятия конкурентоспособности розничной торговой сети, представляющее собой системную характеристику, основанную на способности предприятия торговли данного типа вести эффективную финансово-хозяйственную деятельность, позволяющую закупать, производить (в случае собственных торговых марок) и продавать товары (услуги) по наиболее выгодным для себя ценам, удовлетворяя потребительский спрос населения, удерживая и расширяя долю рынка с приемлемым риском на основе эффективного использования коммерческого потенциала сети;
· -развиты теоретические и методические положения, касающиеся вопросов определения частных, обобщающих и консолидированного показателей конкурентоспособности, основанные на результатах сравнительного анализа показателей коммерческого потенциала сетевого торгового предприятия с базовыми показателями, с учетом их значимости для повышения конкурентоспособности;
· - обоснованы критерии и выявлены показатели, влияющие на конкурентоспособность торговой сети данного типа: конкурентоспособность товара; финансовое положение; бренд, количество магазинов в сети; распределение по форматам, торговая площадь; внешняя среда, оборот с 1 кв.м. площади, средний чек, близость к покупателю, качество обслуживания, ставка арендной платы, расширение сети в регионы и др.;
· - разработана методика оценки конкурентоспособности предприятия сетевой розничной торговли, функционирующего на рынке продуктов питания. В предложенной методике приведен алгоритм расчета консолидированной конкурентоспособности сетевого торгового предприятия и даны конкретные рекомендации по выбору оптимальной стратегии повышения их конкурентоспособности.
· - выявлены конкурентные преимущества и тенденции развития российского сетевого продовольственного ритейла: близость к покупателю, мультиформатный подход к сегментированному потребительскому рынку, открытие новых магазинов, преимущественно дискаунтеров, наиболее востребованных потребителями с низким и средним доходом; дальнейшее повышение эффективности цепочки поставок; гибкая ассортиментная и ценовая политика, строгая финансовая дисциплина и др.
· - сформулированы принципы совершенствования управления конкурентоспособностью сетевого торгового предприятия, и на их основе предложена схема методического обеспечения стратегии повышения конкурентоспособности розничных торговых сетей.
·
· Диссертация выполнена в соответствии с паспортом специальности ВАК Российской Федерации: п.1.6.123– Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг.
· Научная и практическая значимость работы. Теоретическая значимость полученных в исследовании результатов заключается в разработке методических подходов к анализу конкурентоспособности организаций торговли. Практическая ценность исследования состоит в прикладном характере научных положений и выводов диссертации, направленных на повышение конкурентоспособности розничных торговых сетей, функционирующих на рынке продуктов питания. Разработанная в диссертации инновационная методика оценки конкурентоспособности позволит торговым организациям обоснованно формировать программы мероприятий по повышению конкурентоспособности коммерческого потенциала, а также регулировать их отношения с партнерами (инвесторами, кредиторами, поставщиками и т.д.).