ЭКОЛОГИЯ
(от греч. oikos – жилище,
местопребывание и logos – слово, учение) − комплексная наука,
изучающая среду обитания живых существ (включая человека) и их взаимоотношения
с нею. Термин "Э". ввёл [ввел] нем. зоолог Э. Геккель в 1866.
В понятие
окружающей среды входят разл. факторы живой (биотические факторы) и
неживой (абиотические факторы)
природы, с к-рыми взаимодействуют организмы. Эти факторы прямо или косвенно
влияют на их состояние, развитие, выживание и размножение. В биол.
науках
исторически сложились два направления Э.– классическое, изучающее
взаимоотношения со средой отд. особей и групп организмов одного и того же вида
(популяций), и биогеоценотическое, изучающее процессы, происходящие в биогеоценозах (экосистемах)
и в биосфере в целом.
Экосистемы,
подобно входящим в них организмам и популяциям, устойчивы, причём [причем] их
стабильность создаётся [создается] и регулируется взаимодействием круговорота вещ-ва и потоков
энергии, характеризующих гл. процесс в экосистемах – их биол.
продуктивность.
Быстрое увеличение населения Земли, рост
пром-сти, развитие энергетики и транспорта, интенсификация сельского хоз-ва и
др. антропогенные факторы привели
в 20 в. к резкому усилению воздействия человека на природ. процессы и как
следствие этого нарушению сложившихся экосистем во мн. р-нах мира.
В искусственно
создаваемых неустойчивых сообществах – агробиоценозах, занимающих
огромные площади и постоянно зависящих от деятельности человека, возникают новые
взаимоотношения между культурными р-ниями, вредителями с.-х. культур и
сорняками. Для повышения биол. продуктивности обрабатываемых земель (урожайности)
человек должен создавать в агробиоценозах оптимальные почвенные, климатич.
и
иные условия. Повышение эффективности с.-х. произ-ва, в частности увеличение
урожайности и рациональное использование природ. ресурсов, создание агропром.
объединений, защита р-ний от вредителей и болезней, борьба с возбудителями
заболеваний с.-х. р-ний и ж-ных служат объектами изучения прикладного, с.-х.
направления
Э., или агроэкологии. В широком смысле осн. проблема прикладной Э.– поддержание
оптим. пропорций между разл. компонентами биосферы, в т. ч. и зависящими от
воздействия антропогенных факторов.
Важной задачей Э. является разработка
науч. основ природоохранных мероприятий, направленных на придание более гармоничного
характера взаимоотношениям человека и биосферы (рациональное ведение сельского
х-ва, повышение производительности разл. угодий и др.). Практич.
значение Э. в сельском
хоз-ве исключительно велико. Без знания экологич. связей и закономерностей часто
невозможно предвидеть отрицат. последствия, возникающие в результате хоз.
деятельности человека. Напр., многолетнее возделывание зерновых культур без
севооборотов приводит к эрозии почвы. Массированное применение пестицидов широкого
спектра действия может привести не к подавлению, а к массовому размножению
нежелательных видов. Т. о., изучение прикладных экологич. проблем помогает
разрабатывать научно обоснованные системы ведения сельского х-ва.