В двух словах о главном
Как выжить фермеру

Рыночная стратегия крестьянского (фермерского) хозяйства

Татьяна Пестрякова, Ставрополь

Становление фермерского уклада, начавшееся в России в 1990 г., в настоящее время сопровождается ростом доли убыточных хозяйств и их частичным распадом. Из-за тяжелого финансового положения только в 1997 г. в Ставропольском крае отказались от земли 383 крестьянских (фермерских) хозяйства, а с начала земельной реформы— 3016, — отмечает кандидат экономических наук, доцент Ставропольской госсельхозакадемии.

Распад крестьянских (фермерских)хозяйств обусловлен не только кризисными процессами, происходящими в экономике страны в целом, но и специфическими причинами, присущими лишь крестьянскому сектору: малоземелье;отсутствие необходимой материально-технической базы; неэффективный менеджмент.

В то же время, несмотря на трудности экономического характера, фермеры Ставрополья наращивают объемы производства и переработки сельскохозяйственной продукции. В 1997 г. они собрали 307 тыс. т зерна против 189 тыс. т в 1996 г. Увеличилось в них производство сахарной свеклы, овощей, картофеля, молока и мяса. Данный факт свидетельствует о том, что по своей природе крестьянское (фермерское) хозяйство более приспособлено к условиям рынка, чем другие сельскохозяйственные товаропроизводители. Это связано с такими его отличительными особенностями, как:

Реализация указанных особенностей при построении системы управления крестьянским (фермерским) хозяйством позволит повысить эффективность фермерского производства, усилить его роль и значение в АПК страны. На наш взгляд, данная система менеджмента обязана учитывать следующие основные положения:

  1. В качестве главной цели функционирования крестьянского (фермерского) хозяйства его создатели должны выдвигать не максимизацию прибыли, а устойчивость положения на рынке, обеспечивающую сохранность производства.
  2. При определении размера хозяйства нужно исходить из требования минимизации его постоянных расходов, доля которых в общих затратах составляет более 70%. Причем дальнейшее расширение хозяйства возможно в основном за счет интенсификации и кооперации производства.
  3. Решая проблему роста производительности труда в хозяйстве, имеющем низкий уровень технологичности и механизации производства, надо ориентироваться в основном на высокую квалификацию и мотивацию работников, определенную самоэксплуатацию членов семьи.
  4. Для крестьянского (фермерского) хозяйства в силу ограниченности его размера предпочтительнее пассивный маркетинг, направленный в основном на оптимизацию каналов сбыта продукции.
  5. При выборе тактики деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства нужно учитывать стадии его жизненного цикла, а также изменения условий внешней и внутренней среды. Так, на начальной стадии важны: поэтапное вхождение в бизнес; организация многоотраслевого производства; применение аренды или лизинга для создания основного капитала и использование собственных денежных средства при покупке материальных ресурсов; привлечение многофункциональной рабочей силы высокого уровня квалификации;четкое определение управленческих функций, требующих консалтинговых услуг. Стадия же эффективной работы характеризуется: направленностью преимущественно на специализированное производство высококачественной продукции; стремлением к расширению масштабов бизнеса; использованием традиционных технологий и универсального оборудования, не требующего дорогостоящих инвестиций. Осуществление перечисленных здесь мероприятий предполагает развитие различных видов сельскохозяйственной кооперации — снабженческо-сбытовой, производственной, финансово-кредитной и др.

Несмотря на то, что в России уже есть объективные предпосылки для кооперации крестьянских (фермерских) хозяйств, например, в сфере правового обеспечения, данный процесс идет крайне медленно и однобоко, в основном в формировании совместной переработки сельскохозяйственной продукции. Так, в Ставропольском крае фермерами построено лишь 19 мельниц, 6 маслоцехов, 14 пекарен, 8 цехов по изготовлению круп.

Среди основных причин слабого кооперирования можно назвать неотлаженность механизма взаимодействия участников кооперации, отсутствие мотивированности сельских товаропроизводителей для работы в единой маркетинговой цепи товародвижения и др. Требуется новая концепция управления крестьянским (фермерским) хозяйством, основанная на приведенных ниже главных принципах:

  1. Участника кооперации следует рассматривать не как отдельное (автономное) хозяйствующее звено, а как субъекта хозяйственных связей, партнера в сети взаимодействующих на рынке товаропроизводителей: “поставщик — крестьянское (фермерское) хозяйство — перерабатывающее предприятие — торговое предприятие — покупатель”.
  2. Необходимо интегрировать ресурсы и координировать деятельность всех участников кооперативной цепи управления, адаптировать их друг к другу в производственной, коммерческой и социальной сферах. При этом важно разграничить виды выполняемых функций между крестьянским (фермерским) хозяйством и другими членами кооперации.
  3. Целесообразно изменить подход к оценке деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, ориентировав ее на единый конечный результат (выгоду покупателя) и минимизацию так называемых трансакционных издержек (расходов всех участников кооперативной цепи).

С осуществлением новой концепции управления появится возможность увязать экономические интересы различных субъектов рыночной экономики, что сделает каждого из них эффективно работающим и конкурентоспособным.

"Экономика сельского хозяйства России", 1998, №6, с. 7. П 3163