В двух словах о главном
Как выжить фермеру
Рыночная стратегия крестьянского (фермерского) хозяйства
Татьяна Пестрякова, Ставрополь
Становление фермерского уклада,
начавшееся в России в 1990 г., в настоящее время сопровождается ростом
доли убыточных хозяйств и их частичным распадом. Из-за тяжелого финансового
положения только в 1997 г. в Ставропольском крае отказались от земли 383
крестьянских (фермерских) хозяйства, а с начала земельной реформы— 3016,
— отмечает кандидат экономических наук, доцент Ставропольской госсельхозакадемии.
Распад крестьянских (фермерских)хозяйств
обусловлен не только кризисными процессами, происходящими в экономике страны
в целом, но и специфическими причинами, присущими лишь крестьянскому сектору:
малоземелье;отсутствие необходимой материально-технической базы; неэффективный
менеджмент.
В то же время, несмотря на трудности
экономического характера, фермеры Ставрополья наращивают объемы производства
и переработки сельскохозяйственной продукции. В 1997 г. они собрали 307
тыс. т зерна против 189 тыс. т в 1996 г. Увеличилось в них производство
сахарной свеклы, овощей, картофеля, молока и мяса. Данный факт свидетельствует
о том, что по своей природе крестьянское (фермерское) хозяйство более приспособлено
к условиям рынка, чем другие сельскохозяйственные товаропроизводители.
Это связано с такими его отличительными особенностями, как:
- единство права собственности и управления
предприятием;
- возрастание роли и ответственности собственника
в деятельности предприятия;
- формирование особого (семейного) уклада
сельской жизни, делающего крестьянское хозяйство более устойчивым и жизнеспособным
в любых ситуациях;
- специфическая организация производства
и труда, способствующая нахождению своего места в конкурентной борьбе на
рынке, например, в поставке на него экологически чистых продуктов питания,
и ряд других.
Реализация указанных особенностей при
построении системы управления крестьянским (фермерским) хозяйством позволит
повысить эффективность фермерского производства, усилить его роль и значение
в АПК страны. На наш взгляд, данная система менеджмента обязана учитывать
следующие основные положения:
- В качестве главной цели функционирования
крестьянского (фермерского) хозяйства его создатели должны выдвигать
не максимизацию прибыли, а устойчивость положения на рынке, обеспечивающую
сохранность производства.
- При определении размера хозяйства
нужно исходить из требования минимизации его постоянных расходов, доля
которых в общих затратах составляет более 70%. Причем дальнейшее расширение
хозяйства возможно в основном за счет интенсификации и кооперации производства.
- Решая проблему роста производительности
труда в хозяйстве, имеющем низкий уровень технологичности и механизации
производства, надо ориентироваться в основном на высокую квалификацию и
мотивацию работников, определенную самоэксплуатацию членов семьи.
- Для крестьянского (фермерского)
хозяйства в силу ограниченности его размера предпочтительнее пассивный
маркетинг, направленный в основном на оптимизацию каналов сбыта продукции.
- При выборе тактики деятельности
крестьянского (фермерского) хозяйства нужно учитывать стадии его жизненного
цикла, а также изменения условий внешней и внутренней среды. Так, на начальной
стадии важны: поэтапное вхождение в бизнес; организация многоотраслевого
производства; применение аренды или лизинга для создания основного капитала
и использование собственных денежных средства при покупке материальных
ресурсов; привлечение многофункциональной рабочей силы высокого уровня
квалификации;четкое определение управленческих функций, требующих консалтинговых
услуг. Стадия же эффективной работы характеризуется: направленностью преимущественно
на специализированное производство высококачественной продукции; стремлением
к расширению масштабов бизнеса; использованием традиционных технологий
и универсального оборудования, не требующего дорогостоящих инвестиций.
Осуществление перечисленных здесь мероприятий предполагает развитие различных
видов сельскохозяйственной кооперации — снабженческо-сбытовой, производственной,
финансово-кредитной и др.
Несмотря на то, что в России уже есть
объективные предпосылки для кооперации крестьянских (фермерских) хозяйств,
например, в сфере правового обеспечения, данный процесс идет крайне медленно
и однобоко, в основном в формировании совместной переработки сельскохозяйственной
продукции. Так, в Ставропольском крае фермерами построено лишь 19 мельниц,
6 маслоцехов, 14 пекарен, 8 цехов по изготовлению круп.
Среди основных причин слабого кооперирования
можно назвать неотлаженность механизма взаимодействия участников кооперации,
отсутствие мотивированности сельских товаропроизводителей для работы в
единой маркетинговой цепи товародвижения и др. Требуется новая концепция
управления крестьянским (фермерским) хозяйством, основанная на приведенных
ниже главных принципах:
- Участника кооперации следует рассматривать
не как отдельное (автономное) хозяйствующее звено, а как субъекта хозяйственных
связей, партнера в сети взаимодействующих на рынке товаропроизводителей:
“поставщик — крестьянское (фермерское) хозяйство — перерабатывающее предприятие
— торговое предприятие — покупатель”.
- Необходимо интегрировать ресурсы
и координировать деятельность всех участников кооперативной цепи управления,
адаптировать их друг к другу в производственной, коммерческой и социальной
сферах. При этом важно разграничить виды выполняемых функций между крестьянским
(фермерским) хозяйством и другими членами кооперации.
- Целесообразно изменить подход к
оценке деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, ориентировав
ее на единый конечный результат (выгоду покупателя) и минимизацию так называемых
трансакционных издержек (расходов всех участников кооперативной цепи).
С осуществлением новой концепции управления
появится возможность увязать экономические интересы различных субъектов
рыночной экономики, что сделает каждого из них эффективно работающим и
конкурентоспособным.
"Экономика сельского хозяйства
России", 1998, №6, с. 7. П 3163