Энциклопедии, словари, справочники
 Энциклопедии, словари, справочники (поиск)   /   Большой энциклопедический словарь. Сельское хозяйство  Читатели спрашивают 
 
А Б В Г
Д Е Ж З
И К Л М
Н О П Р
С Т У Ф
Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я

АВТОМОБИЛЬ (от греч. autos — сам и лат. mobilis — подвижной, легко движущийся), средство безрельсового транспорта с собственным двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров, грузов или специального оборудования.

По назначению А. делят на транспортные, специальные и гоночные. Транспортные А. (наиб. распространены) делятся на легковые, грузовые и автобусы. Грузовые А. оборудованы кузовом для груза; нек-рые модели приспособлены для буксировки прицепных систем и наз. А.-тягачами. А. или А.-тягач вместе с прицепной системой (прицеп, полуприцеп, прицеп-роспуск) образуют автомобильный поезд. При благоприятных дорожных условиях вместо одиночных грузовых А. целесообразно применять автопоезда. В зависимости от устройства кузова выделяют грузовые А. общего назначения и специализир. (самосвалы, автоцистерны, автофургоны, рефрижераторы и др.).

По проходимости А. делят на дорожные, внедорожные (карьерные) и А. повышенной и высокой проходимости, рассчитанные на работу в тяжёлых [тяжелых] дорожных условиях и по бездорожью. Осн. вид таких А. — колёсные [колесные] полноприводные, т. е. имеющие привод ко всем колёсам [колесам]. Проходимость А. оценивают колёсной [колесной] формулой, в к-рой первая цифра означает общее число колёс [колес] А., вторая — число ведущих колёс [колес]. Напр., 4 X 2 — двухосный А. с одной ведущей осью (ГАЗ-53); 6x6 — трёхосный [трехосный] А. с тремя ведущими осями (ЗИЛ-131); 6 X 4 — трёхосный [трехосный] А. с двумя ведущими осями (КамАЗ-5320). Проходимость А. может быть оценена также по давлению воздуха в шинах. Осн. величина, характеризующая грузовой А., — его номинальная полезная нагрузка (условно наз. грузоподъёмностью [грузоподъемностью]), т. е. предельно допустимая масса перевозимого груза при движении по дорогам с твёрдым [твердым] покрытием. В тяжёлых [тяжелых] дорожных условиях и при движении по полю в сел. местности используют А. меньшей грузоподъёмности [грузоподъемности].

По грузоподъёмности [грузоподъемности] грузовые А. делят на классы: особо малой грузоподъёмности [грузоподъемности] — до 1000 кг; малой грузоподъёмности [грузоподъемности] — 1000 — 2000 кг; ср. грузоподъёмности [грузоподъемности] — 2000 — 5000 кг; большой грузоподъёмности [грузоподъемности] — св. 5000 кг; особо большой грузоподъёмности [грузоподъемности] (вне-Дорожные А.). Повышение грузоподъёмности [грузоподъемности] А. достигается увеличением числа осей А. и применением автопоездов. В СССР в осн. используют грузовые А. и автопоезда грузоподъёмностью [грузоподъемностью] (в кг): 500, 1000, 1500, 3000, 5000, 8000, 10 000, 12000, 14000, 16000, 25000, 40000, 60 000 и 100 000.

Осн. части (узлы) А. — двигатель, ходовая часть, кузов (у грузовых А.), кабина, органы управления, трансмиссия, электрооборудование. Принципиальная схема А. показана на рисунке. В зависимости от вида топлива, на к-ром работает двигатель А., различают паровые А. (распространения не имеют), бензиновые А. (большинство легковых А. и грузовых А. малой и ср. грузоподъёмности [грузоподъемности]), дизельные А. В р-нах с природным или сжиженным газом находят применение газобаллонные А. Эксплуатац. качества А. оцениваются комплексом показателей, к-рые определяются назначением А.

Расположение основных механизмов и сборочных единиц автомобиля: 1 - управляемое

колесо; 2 — передняя подвеска; 3 — муфта сцепления; 4 — коробка передач.5 — карданная передача; 6 - главная передача; 7 -дифференциал; 8 - задняя подвеска; 9 – ведущее колесо; 10 - рама; 11 - рулевой механизм; 12 - двигатель.

При создании грузовых А. для с. х-ва учитывают специфич. требования по грузоподъёмности [грузоподъемности], грузовместимости, проходимости, уровню миним. устойчивой скорости движения при совместной работе с уборочными машинами, герметичности и конструкции кузова. Для с. х-ва предпочтительны А. и автопоезда самосвальные, с изменяемым объёмом [объемом] и конструкцией кузова для разл. продукции, повышенной и высокой проходимостью, с наиб. экономичным дизельным двигателем. С учётом [учетом] многоотраслевого характера с. х-ва грузовые А. для с.-х. предприятий создаются семействами и выпускаются в возможно большем числе модификаций, к к-рым можно отнести следующие: бортовой А.-тягач обычной и повышенной проходимости; А.-самосвал обычной и повышенной проходимости, приспособленный для работы с самосвальным прицепом; седельный А.-тягач обычной и повышенной проходимости с набором полуприцепов для перевозки зерна и комбикормов, цистерн для жидких удобрений, технич. воды, нефтепродуктов, молока и др., а также полуприцепов-рефрижераторов и полуприцепов для транспортировки ж-ных;

А. с изотермич. кузовами для перевозки скоропортящихся продуктов в замороженном или охлаждённом [охлажденном] состоянии.С.-х.

Сельскохозяйственный автомобиль-самосвал с предварительным подъёмом [подъемом] кузова.

А. приспосабливают к монтажу такого сменного оборудования,как заправщик сеялок,заправщик самолётов [самолетов] пестицидами и удобрениями, механизмы для внесения минер. удобрений и др. В качестве примеров на рисунках показаны самосвальные грузовые А. с.-х. назначения. См. также Транспорт сельскохозяйственный.

Полноприводной самосвальный автомобиль-тягач (4х 4),приспособленный для работы в поезде с самосвальным прицепом.

Каждой новой базовой модели А. в СССР присваивается индекс из четырёх [четырех] цифр — первые две обозначают класс грузового А. по полной массе, вторые — модель. Модификация обозначается дополнительной пятой цифрой (её [ее] порядковый номер).


^ЗГЛ: АВТОМОБИЛЬ