Энциклопедии, словари, справочники
 Энциклопедии, словари, справочники (поиск)   /   Большой энциклопедический словарь. Сельское хозяйство  Читатели спрашивают 
 

ДВИГАТЕЛЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ , электродвигатель, энергосиловая машина, преобразующая электрич. энергию в механическую.

Двигатель электрический асинхронный (в разрезе): 1 — вал ротора; 2 — подшипник; 3 — крышка подшипника наружная; 4 — щит подшипника; 5 — пакет ротора; 6 — сердечник статора; 7 — станина; 8 — кожух вентилятора; 9 — вентилятор; 10 — коробка выводов.

Д. э. могут быть переменного (асинхронные, синхронные, коллекторные) и постоянного тока. В с.-х. произ-ве наиб. распространены трёхфазные [трехфазные] асинхронные Д. э., состоящие из неподвижной части — статора и вращающейся — ротора. В станине статора, являющейся корпусом машины, размещён [размещен] сердечник из листовой электротехнич. стали с трёхфазной [трехфазной] обмоткой. Ротор, помещённый [помещенный] внутри статора и опирающийся на подшипниковые щиты, представляет собой цилиндр, набранный из листов электротехнич. стали, с пазами для обмотки (короткозамкнутой или фазной). В СССР асинхронные Д. э. выпускают унифицир. сериями. Различают Д. э. открытые (вращающиеся и токоведущие части защищены от случайного прикосновения и попадания посторонних предметов); защищённые [защищенные] (в т. ч. капле- и брызгозащищённые [брызгозащищенные]); закрытые (пыле- и влагозащищённые [влагозащищенные]); герметичные и взрывобезопасные. При произ-ве Д. э. для с. х-ва учитывают специфику работы в отрасли (большой перепад темп-р, агрессивная среда, запылённость [запыленность] и т. д.). Осн. достоинства асинхронных Д. э. — простота их конструкции, надёжность [надежность] и удобство в эксплуатации; недостатки — сравнит. высокое потребление реактивной мощности и невозможность плавного регулирования частоты вращения. Синхронные трёхфазные [трехфазные] Д. э. в с. х-ве применяют в осн. на насосных станциях систем орошения. Коллекторные Д. э. имеют плавную регулировку частоты вращения в широких пределах. Д. э. постоянного тока позволяют регулировать частоту вращения; будучи Д. э. последоват. возбуждения (обмотки возбуждения и якоря соединены последовательно), они широко используются в автотракторной технике (как стартёрные [стартерные]) и на электрокарах (как тяговые).


^ЗГЛ: ДВИГАТЕЛЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ