ЭКОЛОГИЯ (от греч. oikos — жилище,
местопребывание и logos — слово,
учение),
комплексная наука,
изучающая среду обитания живых существ (включая человека) и их взаимоотношения с нею.
Термин <Э.> ввёл [ввел] нем. зоолог Э. Геккель в 1866. В понятие окружающей среды входят разл.
факторы живой (биотические факторы) и неживой (абиотические факторы) природы,
с к-рыми взаимодействуют организмы. Эти факторы прямо или косвенно влияют на их состояние,
развитие,
выживание и размножение. В биол. науках исторически сложились два направления Э.— классическое (со времён [времен] Геккеля),
изучающее взаимоотношения со средой отд. особей и групп организмов одного и того же вида (популяций),
и сформировавшееся в 20 в. биогеоценотическое,
изучающее процессы,
происходящие в биогеоценозах (экосистемах) и в биосфере в целом (в СССР второе направление часто выделяют в самостоят,
науку — биогеоценологию). Экосистемы,
подобно входящим в них организмам и популяциям,
устойчивы,
причём [причем] их стабильность создаётся [создается] и регулируется взаимодействием круговорота в-ва и потоков энергии,
характеризующих гл. процесс в экосистемах — их биол. продуктивность.
Быстрое увеличение населения Земли,
рост пром-сти,
развитие энергетики и транспорта,
интенсификация с. х-ва и др. антропогенные факторы привели в 20 в.
к резкому усилению воздействия человека на природные процессы и как следствие этого нарушению сложившихся экосистем во мн.
р-нах мира. В искусственно создаваемых неустойчивых сообществах — агробиоценозах,
занимающих огромные площади и постоянно зависящих от деятельности человека,
возникают новые взаимоотношения между культурными р-ниями,
вредителями с.-х. культур и сорняками. Для повышения биол. продуктивности обрабатываемых земель (урожайности) человек должен создавать в агробиоценозах оптимальные почвенные,
климатич. и иные условия. Повышение эффективности с.-х. произ-ва,
в частности увеличение урожайности и рациональное использование природных ресурсов,
создание агропром. объединений,
защита р-ний от вредителей и болезней,
борьба с возбудителями заболеваний с.-х. р-ний и ж-ных служат объектами изучения прикладного,
с.-х. направления Э.,
или агроэкологии. В широком смысле осн. проблема прикладной Э.— поддержание оптим.
пропорций между разл. компонентами биосферы,
в т. ч. и зависящими от воздействия антропогенных факторов.
Важной задачей Э. является разработка науч. основ природоохранных мероприятий,
направленных на придание более гармоничного характера взаимоотношениям человека и биосферы (рациональное ведение охотничьего и рыбного х-ва,
повышение производительности разл. природных угодьев и др.). Практич.
значение Э. в с. х-ве исключительно велико. Без знания экологич.
связей и закономерностей часто невозможно предвидеть отрицат.
последствия,
возникающие в результате хоз. деятельности человека. Напр.,
многолетнее возделывание хлопчатника без севооборотов приводит к эрозии почвы.
Массированное применение пестицидов широкого спектра действия может привести не к подавлению,
а к массовому размножению нежелательных видов. Акклиматизация домашних и диких ж-ных (овец,
коз и др.) в ряде р-нов мира без учёта [учета] их экологич. особенностей привела к разрушению естеств.
биоценозов. Т. о.,
изучение прикладных экологич. проблем помогает разрабатывать научно обоснованные системы ведения сельского хозяйства.
• Тишлер В.,
Сельскохозяйственная экология,
пер. с нем.,
М.,
1971; Дажо Р.,
Основы экологии,
пер. с франц.,
М.,
1975; Рамад Ф.,
Основы прикладной экологии,
пер. с франц.,
Л.,
1981; Одум Ю.,
Экология,
т. 1—2,
пер. с англ.,
М.,
1986.